Моноспектакль |
14+ |
Левон Узунян |
1 час, без антракта |
"Куда бы ни шел русский поэт, какие бы судьбоносные события ни переживал гений, какие бы резкие повороты ни совершала его судьба, повсюду за ним – загадочный некто, свой собственный "черный человек". Кто он? Верный друг, вечный соперник, яростный поклонник или коварный враг? Он тот, через кого раскрывается отчаянно-свободная личность поэта. До самого финала – непредсказуемого и трагичного", — говорится в сообщении фестиваля.
Волновалась ли я, идя в старинный зал Боярских палат, на спектакль, на который я мечтала попасть в Тбилиси, но который словно как исполнение заветной мечты, приехал в Москву? Да, я волновалась.
Тем более, что однажды уже имела счастье познакомиться с предыдущей работой Левона Узуняна спектаклем "МНЕ ТИФЛИС ГОРБАТЫЙ СНИТСЯ..." к 125-летию со дня рождения Осипа Мандельштама.
Моно-спектакли в камерных залах - это особая атмосфера полного погружения в пространство спектакля, и тем сильнее эффект, ярче триумф или громче поражение.
В случае со спектаклем "Я – Николай Гумилев!" триумф оказался настолько ошеломляющим, что приходить в себя я начала лишь спустя полчаса после того, как смолкли последние аплодисменты и крики "Браво!".
Благодаря бесспорному яркому таланту и интуиции обоих, Левону Узуняну и Ивану Курасбедиани удалось найти идеальный вариант подачи материала, при котором, всё происходящее на сцене воспринималось не как "поэтическая фантазия", а как реально существовавшая действительность.
Мало того, всё время казалось, что и сам Гумилев каким-то образом вот-вот обозначит своё присутствие на сцене. И он, конечно, присутствовал! Особенно в стихах, которые блестяще и с упоением читал Иван Курасбедиани. Читал без тени грузинского акцента, читал с таким блеском в глазах, что я почти не сомневалась, что сам Гумилев читал эти строки вместе с ним! Во время "Трамвая" у меня мороз бежал по коже и кружилась голова, и хотелось вскочить и выкрикивать, выкрикивать эти слова вместе с ним!
Кстати, усидеть на месте было сложно не только мне. Весь зрительный зал в абсолютной тишине в каком-то едином порыве двигался вслед за героем, чтобы увидеть, куда он упал, или рассмотреть, как моет руки, берёт чайник и пр.
Зал был загипнотизирован Иваном Курасбедиани словно змея факиром с первой же секунды его появления на сцене.
Браво! Этот спектакль из тех, которые можно смотреть раз 10. Правда. В нём ничего лишнего, ничего нарочитого. Сжато, лаконично, мощно и очень, очень глубоко!
И заканчивается так, словно актёр просто ушёл за кулисы на пару секунд и сейчас же вернётся, и это будет продолжаться ещё и ещё. Потому что очень хочется ещё.
И знаете, что. Я всерьёз собираюсь перечитать всё, что смогу найти о Гумилёве, особенно воспоминания Одоевцевой, и посетить музей на Лесной. Да.
Сходите в театр!