Антонин Дворжак — крупнейший чешский композитор XIX века. Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и красочным оркестровым письмом. Зимой 1899–1900 года Дворжак стал искать либретто для нового сочинения. Он остановился на только что законченном либретто «Русалки» чешского поэта, драматурга и театрального деятеля Ярослава Квапила. Это глубоко волнующий рассказ о всепобеждающей любви, не отступающей перед страданиями и самой смертью. Своей новой опере, которая была завершена в ноябре 1900 года, композитор дал подзаголовок «лирическая сказка», очень точно определив этим ее жанровые обязанности.
В Михайловском театре «Русалка» Антонина Дворжака идет в постановке режиссера Игоря Коняева. Зрелищный, поэтичный, насыщенный действием спектакль рассказывает историю любви Русалки и Принца, которые, оказавшись на перепутье фантастического мира и обычной человеческой жизни, прошли через серьезные испытания. Хотя полноправными героями оперы являются Водяной, Баба-яга и другие мифологические обитатели озер и лесов, это не детская сказка, а очень серьезная, взрослая история о трагической любви, измене, мести и милосердии.
Музыкальный руководитель постановки Петер Феранец считает, что «Русалка» представляет «образец высокой музыкальной культуры, где красивые мелодии, в которых есть славянская поэтика и лиризм, развиты в строгих классических рамках».