Текст пьесы «Дядя Ваня» смешан с фрагментами «Работы актера над ролью» Станиславского и разбавлен ненавязчивой импровизацией. Среди коробок, будто готовясь к переезду, артисты вяло обмениваются репликами, не то репетируют, не то сочиняют спектакль, который вряд ли когда-нибудь будет сыгран. Чудесным образом эта замысловатая затея Анатолия Праудина, признанного мастера драматических форм, превращается в уютную и чрезвыч айно обаятельную картину закулисья простой человеческой жизни.
Драматический |
18+ |
Анатолий Праудин |
Спектакль для тех, кто уже полюбил этот уникальный театр, кто уже привык к их стилю: доброму, остроумному, на грани импровизации. Театр пускает зрителя в святая святых и мы словно присутствуем на репетиции - можем следить за тем, как рождается роль, как актёры взаимодействует. Они вскрывают текст Чехова, копаются за его пределами и открывают привычных героев с новых сторон. Илья Ильич Телегин в исполнении замечательного Александра Кабанова царит на сцене добрых 20 минут и становится главным героем. Телегин, до которого в этой пьесе никому дела нет - оказывается имеет свою историю, не менее интересную, чем остальные. Кабанов на сайте театра упоминает о своём безруком - после немецкого плена - учителе труда. Вот где актёр подсмотрел своего безрукого Илью Ильича. Он у него на гитаре больше не играет. Потому-то это и живой театр.
Наряду с труппой МДТ Додина это лучший актёрский ансамбль в Петербурге. Сразу видно, когда на сцене коллектив единомышленников. Праудинцы берут новую высоту и пробуют на наших глазах по две-три роли. Елагин - сначала доктор Астров, потом профессор Серебряков - какой актёр не мечтает сыграть эти роли, а тут сразу две. И Елагин справляется мастерски - его профессор - жуткий такой старикан, лежит на кушетке и превращает "Дядю Ваню" в кошмар. Как можно было 10 минут назад играть Астрова?.. У Анны Щетининой сразу три роли - от гротескной и потрясающей Марии Васильевны до прекрасной и влюблённой Елены Андреевны в юности. И за пределами пьесы выходят новые смыслы - почему Елена Андреевна влюбилась в Серебрякова, почему Илья Ильич сохранил своё достоинство...
Я горячо люблю додинского "Дядю Ваню" в МДТ, но это не помешает мне вернуться к праудинцам. Они прикрываются "учебной работой", а на самом деле создают уникальные спектакли, которые сегодня увидишь только у них и еще в паре театров. Возможно, чеховский текст - не их материал, но то, с каким вниманием и талантом они к нему подходят, заслуживает уважения и возвращения. Слишком много сцен, которые хочется увидеть вновь.