Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
8.9

Спектакль
Братья и сестры. Версия 2015

Постановка - МДТ — Театр Европы
скачать приложение
100+ идейБотПлати частями
Бессмертный спектакль Льва Додина

Эпопея Льва Додина по тетралогии Федора Абрамова играется в два продолжительных вечера. Многогранное реалистическое полотно о военной и послевоенной крестьянской жизни с момента премьеры 1985 года объездило полмира и сегодня — пусть уже и в возобновленной версии — представляет собой главное достояние репертуара МДТ. На сайте театра так и пишут: «Выдающееся явление сценического искусства ХХ века»; не поспоришь.

  • Братья и сестры. Версия 2015 – афиша
  • Братья и сестры. Версия 2015 – афиша
  • Братья и сестры. Версия 2015 – афиша
  • Братья и сестры. Версия 2015 – афиша
  • Братья и сестры. Версия 2015 – афиша
Драматический
16+
Лев Додин
26 апреля 2015
В 2-х частях. Каждая — 3 часа с антрактом

Участники

Как вам спектакль?

Рецензия Афиши

?
Елена Ковальская
809 отзывов, 248 оценок, рейтинг 1159
28 октября 2008

В городе продолжает играть питерский театр Льва Додина. На масштабные гастроли Малый дра­матический театр — Театр ­Европы пригласил фестиваль ­«Золотая маска». На эти две неде­ли приходятся новый спектакль Додина по шекспировской комедии «Бесплодные усилия любви» и старейший спектакль театра «Братья и сестры», чеховский «Дядя Ваня», участвовавший в «Золотой маске» три года назад, и лауреат последнего фестиваля «Жизнь и судьба». Все спектакли, за исключением «Молли Суини», идут на сцене Малого театра. Пьесу Брайана Фрила, разыгранную на троих главными звездами МДТ — Татьяной Шестаковой, Петром Семаком и Сергеем Курышевым, покажут в Мейерхольдовском центре.

0
0

Отзывы

9
Егор Королёв
371 отзыв, 702 оценки, рейтинг 875
27 марта 2009
Главный спектакль


Вершина русского психологического театра... если не вершина всего русского театра или даже отечественной культуры последней четверти века... Легендарный спектакль, эпичность и воздействие на современное (и не только современное) общество вряд ли кто сможет повторить. О "Братьях и сестрах" не могу иначе.

Чем же легендарен этот спектакль? Задолго до просмотра я знал, что эта постановка заставляет зрителя плакать и хохотать на протяжении 6 часов. Я слышал, что 6 часов для зрителя пролетают незаметно. Легенда также гласила, что человек, никогда не бывавший в деревне, окажется на эти 6 часов в самой настоящей деревне. И конечно фотографии знаменитых сцен спектакля - свадьбы, сеяния, разрезания буханки хлеба. Хрестоматийные кадры давно в сознании и наконец-то я смог убедиться, что ничто так не потрясало и не меняло меня в театре, как потрясла и поменяла постановка Льва Додина.

Очевидно, что перед нами образец того, как надо относиться к театру, какие цели перед ним ставить. Перед нами образец того, как надо репетировать и ставить - если музыка - то музыка нужная, если речь - то речь настоящая, если сценография - то конгениальные доски, стена.

Парилка в бане, детские голодные глазёнки, хлебные крошки, железные зубы, протез, частушки, рубахи... я верю всему. я деревню знаю по "Братьям и сестрам". Сюжет и ход спектакля, переходы от сцены к сцене настолько композиционно выверены, настолько яростны, эмоциональны, что в финале младенец на руках у одной из героинь вовсе не кукла - это настоящий младенец, а сверху доносится не крик журавлей. Это настоящие журавли летят.

Редко когда запоминаешь имена героев. А здесь Михаил Пряслин, Анфиса Петровна, Варвара, Егорша.. становятся в момент и навсегда нарицательными. Изредка только дивишься: это опять Семак смотрит грозно, это опять Шестакова скорбно наклоняет свою голову..

Сюжет... для меня в первую очередь встаёт вопрос: подписал бы я бумагу в защиту репрессированного председателя колхоза? действительно ли наш народ такой? действительно ли журавли летят в небе? тут много личного. не распространяюсь.

Одна деталь: буханка черного хлеба. это великая сцена разрезания драгоценного хлеба после вопроса ребенка "Шо это?" заставляет пересмотреть наши взгляды на благополучие нашего нынешнего общества потребления.

В спектакле множество гениальных сцен, которые не дают опомниться и после дикого счастья за героя вызывают дикое горе за героя другого. Сложно перечислять эти сцены. Их просто надо ещё раз видеть. И возвращаться. За эмоциональным изматыванием и одновременно поддержкой.

Очень много мыслей, но, к сожалению, о любимых произведениях искусства пишется всегда сложно - все равно что-то останется только внутри. А "Братья и сестры" оставляют очень многое внутри.

Если в мировом кинематографе давно спорят (и спорить будут вечно), какой же фильм - лучший, то в театре, в российском театре такой вопрос не стоит не передо мной, ни перед теми, кто видел "Братья и сестры". Этот спектакль существует четверть века и я уверен, что это только начало. Пётр Семак нисколько не смущает меня, играя 18-летнего парня, но в Малом, тем не менее, растет смена и эта смена должна когда-нибудь будет взять на себя эту ношу - заставлять зрителя знать свою историю, знать себя и в целом делать всех нас с вами лучше.

НИКТО ещё в России не поставил о России того, что поставили в МДТ. Никто еще не догадался на сцене показать настоящую деревню, деревенскую свадьбу, баню или избу. Никто больше не придумает, чтобы театральная сцена превратилось в поле.

"Братья и сестры" - это явление в мировом искусстве. Вот уже четверть века. Мы потом с вами будем вспоминать, как Петр Семак кричал своё зычное "Ура!!!" за сценой. Мы потом будем гордиться, что видели "Братья и сестры".

И пока никто не догадается звуком брошенного кольца завершить один эпизод и тем же звуком колокольчика начать другой эпизод, пока не родятся Семак, Иванов, Власов и Акимова, никогда не появится в России лучше театра, чем Малый драматический Льва Додина. Это планка, до которой, кажется, невозможно даже дотянуться.

В сегодняшней России этот спектакль необходим. Как данность и потребность.

"Лучше умереть, чем жить без совести". конец цитаты

7
0
9
Юля Ухаботина
21 отзыв, 22 оценки, рейтинг 42
12 декабря 2011

Жизнь. Такая жизнь

Спектакль Льва Додина «Братья и сестры» шёл шесть часов. Два вечера. Под занавес весь зрительный зал аплодировал стоя. Десять минут.

Постановка на сцене Малого Драматического театра по роману Абрамова – не из тех, с которых уходят после антракта. С этого спектакля можно дизертировать либо после первых десяти минут, либо так и остаться на своём кресле в зрительном зале на два вечера. Во втором случае вы гарантированно сольётесь с миром на сцене – вам просто не останется ничего иного. Неуемный плач Анфисы Петровны станет вашим плачем, голосистые причитания Лизаветы – вашими причитаниями…а придя домой вы и вовсе заговорите со своими домашними с традиционным северным оканьем. Известная додинская муштра не прошла даром: актеры не только сами переехали на время действа в колхоз «Новая жизнь», но и привезли с собой добрую сотню зрительного зала.

Действие спектакля разворачивается строго по книге советского писателя-деревенщика Федора Абрамова – в колхозе «Новая жизнь». Название не только неправдоподобное, но даже издевательское: мечты о счастливом послевоенном быте оборачиваются новыми муками. Трудодни за трудоднями, кубометры за кубометрами, казалось бы, жизнью тут и не пахнет…Но если так, то абрамовское произведение было бы не романом, а в лучшем случае сводкой с полей. Всё не так, ребята! За трудовыми подвигами, мелькавшими с передовиц, скрывается непринятая колхозниками любовь тридцатилетней Варвары и восемнадцатилетнего Мишки. Рядом с ней – трагедии тех, кому вместе с драгоценным фронтовым треугольником пришла похоронка. Беды обитателей «Новой жизни» можно перечислять долго: здесь у каждого двора – своё горе. И одно у всех общее: крушение надежд и незнание того, когда же наступит долгожданная Новая жизнь.

Первое, что бросается в глаза при входе в зал, - массивная бревенчатая стена на сцене. «Ну, - думаешь, - деревня – она и есть деревня». И ещё не подозреваешь, что во время действа эта стена будет превращаться то в экран, то в крышу, то в пол квартиры, то в потолок бани. А когда она подлетает вверх или встает под уклон, невольно начинаешь беспокоиться за актеров – не упадёт ли по русской традиции. Но всё идёт хорошо – труппа Малого Драматического, кажется, со стеной на ты: то скатывается с неё, то пляшет на ней вприсядку.
Что до плясок, то их в «Братьях и сестрах» хоть отбавляй. Чтобы петербургский зритель окончательно сжился с ролью деревенщины (всего два вечера, мы можем себе это позволить), со сцены то и дело звучат частушки, доносятся заунывные мотивы народных песен, пестрят бабские платки. Что и говорить – Додин и всех своих актеров заставил говорить с поморским придыханием и северным оканьем. Влиться тяжело, отвыкнуть – ещё сложнее.

Что ещё обращает на себя внимание в спектакле, так это свет. Желая отделить особо значимые сцены одну от другой, постановщик воспользовался традиционным киношным приёмом. Свет медленно затухает, оставляя персонажей в тишине и наедине с их личными трагедиями. Даже сами актеры, словно на стоп-кадре, замирают и «оживают» лишь когда зал погрузится в кромешную тьму. Взрываемую аплодисментами зала.

Премьерные «Братья и сестры» отгремели на сцене Малого Драматического театра в 1985 году. Если бы зрителям той первой постановки сказали бы, что будет с ними и их страной через пять лет, они бы не поверили. Они не похожи на нас, как мы не похожи на них. Но всё-таки что-то нас объединяет – это то вечное, что заложил Додин в свою постановку. Это разговор о справедливости, честности, человечности – понятиях, которые и четверть века назад оставались в тени повседневных дрязг и треволнений. Меняются только времена – обстоятельства остаются те же. Имеешь ли ты, председатель колхоза, право идти против приказа и выдавать своим крестьянам зерна больше нормы? А ты, Егорша, имел ли право сбежать в город в поисках наживы, когда твоей деревне так не хватало мужских рук? Странное дело: диалоги живут на сцене и тасуются только между актерами, но назовите мне хоть одного зрителя, который не почувствовал бы, что председатель или Егорша – это он. Выполненный в лучших традициях Станиславского, спектакль заставляет сливаться со сценой, сопереживать ей так, что уже никакой шёпот с заднего кресла не сможет отвлечь.
«Братья и сестры» - это не только качественно сделанная театральная постановка, но и неплохой урок истории. В учебниках такого не напишут, в кино такое тоже вряд ли покажут. Послевоенная жизнь для многих из нас, её в глаза не видавших, - это счастливое мирное время, эпоха всеобщего душевного подъёма и восторженного труда. Крестьян нет, они – за сводами и отчетами райкома партии, мертвые души, у которых и паспортов-то нет. «Братья и сестры» - это хорошая история о том, как много мы не замечаем. Или не хотим замечать. Это уже каждый пусть сам решает.

Ю.М.

4
0
9
Swinnie
5 отзывов, 5 оценок, рейтинг 23
10 января 2013

Cмотрела спектакль «Братья и сестры» (по одноименной тетралогии Федора Абрамова) в декабре 2011 г, проплакала всю вторую часть.Спектакль идет 2 вечера подряд в сб и вос. К сожалению, спектакль идет очень редко – 1-2 раза в сезон.
Действие происходит в деревне Пекашино, Архангельской области в послевоенные годы (после второй мировой), о том, как люди боролись за хлеб, за то, чтобы накормить солдат, себя и семьи, и как верили идеалам.
Спектакль очень старый, премьера состоялась 9 и 10 марта 1985 г.; читала, что актеры ездили на Пинегу, учились говорить с северным говором.
Актерский состав – добрая старая школа русского психологического театра: сначала кажется очень странным, что постепенно взрослеющего 16-летнего юношу играет возрастной актер (Петр Семак), которому за 50 (р.1960), но потом сила искусства побеждает, и начинаешь верить. Спасибо, МДТ!

3
0
9
Елена Самукова
250 отзывов, 572 оценки, рейтинг 329
10 октября 2013

"Братья и сестры" - совершенно гениальный спектакль! Постановщики и актеры превратили прозу Федора Абрамова в шедевр искусства. С течением времени спектакль приобрел более глубокий смысл и глобальное звучание, превратившись в великую мистерию жизни, наполненную гуманистическим содержанием.
В тяжелейшее время в людях проявилась невероятная внутренняя сила, которая оказывается скрытой в более или менее благополучной жизни. "И живы мы, пока атланты небо держат на каменных плечах. Не боги, человеки, привыкшие к труду". Даже в бесчеловечных условиях находятся люди, которые проявляют сострадание к другим, рискуя быть уничтоженными репрессивной машиной власти. Татьяна Рассказова потрясающе передала внутреннюю драму Анфисы, оказавшейся между молотом и наковальней, между необходимостью выполнить приказ и недовольством измученных колхозников. Возрастная разница между актерами и их героями не кажется нелепостью, напротив, еще ярче выявляется великолепие талантов. Петр Cемак настолько психологически точно сыграл подростка, в котором пробуждаются мужские инстинкты, что, принимая условности искусства, действительно веришь, что ему 18 лет. Во второй части "Братьев и сестер" в Мишке Пряслине постепенно, по мере познания жизни, раскрывается подлинная личность. Егорша Сергея Власова претерпевает другие изменения: живой, веселый Егорша превращается в суетливого труса.
Спектакль очень эмоционально ритмичен: пронзительные драматические сцены сменяются веселыми, озорными. И зрители вместе с актерами включаются в этот ритм, то смеются, то плачут. Кажется, что спектакль можно смотреть не два вечера, а двадцать вечеров. Какое счастье, что успела его увидеть! И очень надеюсь, что он отметит свое тридцатилетие в 2015 году. После окончания действия актеры, такие трогательные, стояли на сцене под нескончаемыми овациями зрителей.

1
0
9
inconnuelf
41 отзыв, 79 оценок, рейтинг 29
19 марта 2011

Потрясающий спектакль! Два вечера пролетели на одном дыхании. Это - история послевоенной деревни, расказанная самими колхозниками. Перед зрителем проходит жизнь деревни так, как она есть: с песнями, плясками, слезами и горем, с надеждами, нелегкими выборами: быть или не быть человеком. Потрясающая игра актеров, интересная работа с декорациями, замечательная режиссура. Зал аплодировал стоя! Спектакль надо посмотреть!

1
0

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все