Драматический |
Йоэл Лехтонен |
(1'30'', без антракта). 100-500 р. |
Перед началом спектакля в Центре Высоцкого режиссер Йоэл Лехтонен выходит на сцену предупредить: «Автор пьесы Сара Кейн пыталась покончить жизнь самоубийством, попала в сумасшедший дом и там повесилась. После ее смерти нашли этот текст…» Зритель, зашедший в зал случайно, еще может сбежать. Кто останется — сам виноват: зрелище не из легких. В предсмертном монологе Сары Кейн нет ни одного имени — лишь упоминание о любимом человеке. Роль самоубийцы режиссер разложил на трех женщин: девочку, девушку, бабушку. Актриса Надежда Ширяева расплющивает свое лицо о прозрачный пластмассовый щиток: «Я смертна. Это повергает меня в такую депрессию, что я решила повеситься… повеситься под звук дыхания любимого человека». Она путается в мыслях, превращается то в бабушку, то в девочку; щитки, расставленные по сцене, ловят ее отражения. «У меня толстые бедра… Я ненавижу свои гениталии… Нет в жизни лекарства, которое наполнит мою жизнь смыслом». Под тихие плачи в исполнении хористок, перетянутых красными жгутами, она ползает по полу, чтобы собрать рассыпанные колеса; на каждую съеденную таблетку загадывает по одному желанию. Режиссер ушел от подробностей: ни крюка в потолке, ни веревки на шее. В самом финале самоубийца просит открыть занавес. В зале зажигают свет, актеры уходят без поклонов, и ладно — они были неинтересны и неубедительны. Все аплодисменты — драматургу, самому скандальному и самому популярному (после Шекспира!) автору Великобритании, которому, впрочем, они уже не нужны.