Самую хрестоматийную пьесу Островского почти одновременно поставили сразу в нескольких видных театрах страны. Андрей Могучий — в БДТ им. Товстоногова, Михаил Бычков — в Воронежском камерном театре, Денис Азаров — в Ярославском театре им. Волкова. В Москве подхватывает тенденцию Театр наций, пригласивший на постановку как раз именитого худрука Театра им. Волкова — чуткого интерпретатора классики Евгения Марчелли. Режиссер небезосновательно утверждает, что «Гроза» — о любви. В главной роли — Юлия Пересильд.
Драматический |
18+ |
Евгений Марчелли |
28 марта 2017 |
2 часа 40 минут, 1 антракт |
Я люблю новые прочтения классики в театре, авангард, постмодерн, смеюсь над трэшем и абсурдом и вполне воспринимаю Достоевского под Ларису Черникову, когда это уместно и забавно. В общем, ежа голой задницей не напугать, и бассейном с полуголыми девками, символизирующим Волгу-матушку и отражающимся в зеркальном навесе над сценой, не смутить. Смутило меня в спектакле "ГрозаГроза" Театра Наций другое - невнятная режиссура, неумение развить мысль, ущербность акцентов на интересных по сути элементах сцены и слабая игра главных актеров.
Венценосный (лауреат Золотой Маски) ярославский худрук Евгений Марчелли, которого Миронов выписал вместе с исполнительницей роли Кабанихи Анастасией Светловой (одна из двух классно сыгранных ролей, помимо Феклушки), попытался сыграть с самым русским произведением Островского в авангард, многозначительные смысловые паузы и эмоциональный абсурдизм, но вышло это, сожалению, так, что именно "попытался". Доведя и так запредельно надрывное действие до уровня клинической истерики, он, как кажется, утопил в своем бассейне смыслы. Получилась эксцентрика ради эксцентрики с рваным, местами каким-то недодуманным и недоделанным, ходом истории, а местами (отдельные вопросы здесь к концовке - монолог Катерины изнасилован с особой жестокостью) настолько невнятным воплощением замысла, что искренне хочется задать любимый зрительский вопрос "О чем это?"
Активно промоутирующийся сейчас в кино и театре актер Павел Чинарев, неплохо играющий в МХТ роли второго и третьего плана, главную партию здесь тянет на троечку. Ну, то есть, задание режиссера перекатываться от лобзаний маменьки и женушки к постоянным истерикам он выполняет, но вот с дикцией, длинными монологами и, что еще важнее, подачей образов у него проблемы. Чинарев играет сразу двух героев - мужа и любовника Катерины, но маскулинности и страсти в нем (возможно в силу тембра голоса) столько же, сколько в подростке. Он и не герой-тиран, и не герой-любовник, даже не что-то между. Но Чинарев все-таки хоть как-то справляется, если сравнить с его партнершей по спектаклю Юлией Пересильд. Роль немногословной женщины-робота Павлюченко в "Битве за Севастополь" ей удалась очень хорошо. А вот амплуа истеричной и ведущей себя как принц Рупрехт из замечательного фильма "Отпетые мошенники" (гляньте на досуге) Катерины, постоянно мечущейся кругами в исподнем, Пересильд не тянет. Большую часть достаточно длительного для раскрытия всех задумок сценического соло актрисы ловишь себя на том, что в качестве ответной реакции лишь кривишься и пожимаешь плечами. Эпизодами она, как мне показалось, теряет текст, а эпизодами (как в той самой концовке) вместе с ним и образ. Не верю.
Теперь к декорациям и сцене. У того же Богомолова (уж простите, но его работа в аналогичном жанре не может не быть для меня примером), если ружье на сцене висит, то оно стреляет. У Марчелли, образно говоря, оказывается, что либо ружье - не ружье, а пластмассовый муляж, либо оно стреляет холостыми и в голову хозяину. Классно обыгранные элементы выбранной постановщиком минималистики я считаю на пальцах одной руки - стол с самокрутками, дверь и рампа освещения за ней во время выхода нимф, да, пожалуй, бассейн-лягушатник, и то, только в самом начале. А уж как можно было не додумать финальную с сцену в этом бассейне да с фонтаном крови, которая просилась в заданной линии истерии и тотальной чрезмерности, совершенно непонятно.
Деструктивный спектакль. Негатив. Притом смерть Главной Героини Катерины смазана: на ступеньках ведущих на сцену появляются две актрисы: аккомпанемент и певица, а Юлия (Катерина) бегает по сцене кругами. Вот и вся смерть.
Самая сильная "жизнь" из всех Героев на сцене у Юлии Пересильд (Катерина)! "Жизнь" Юлия в том числе демонстрирует отрешенно смотря чуть вверх заводя глаза (подобное представление я наблюдала в "Киллер Джо" где Юлия играет "святую" Дотти). Анастасия Светлова в роли Кабанихи люто ненавидит Катерину, выражая свою ненависть не только эмоционально, словами, а также физически. Порой я боялась за Юлию (Катерина) в сценах ненависти Кабанихи и Тихона: уж сильно Юлию по сцене катали, роняли, физически унижали. Во время каждого появления Кабанихи на сцене ожидала порцию негатива по отношению к Катерине, сменяющейся приливом любви Кабанихи к приживалам. И так весь спектакль.
Зрители смеялись не от того, что смешно (драма), или пошло (были фразы, действия артистов вызывающие подобный смех), а потому что несуразно представление классического текста Островского режиссером Евгением Марчелли. Абсурд. Но не Серебренниковский абсурд, а не понимание почему именно этими инструментами режиссер доносит классический текст до Зрителя. В Театре Наций. Не согласие, не принятие. Меня удивила (поразила, заинтриговала, озадачила) сцена встречи Катерины и Бориса во втором акте. Я сидела в середине первого ряда и краем глаза видела как Юлия поправила (отодвинула) свои трусы в сцене. И я предполагаю, что для правдоподобности звукового ряда (матрас задвинут за кулисы, не видно актеров, только слышно) Юлия (Катерина) и Павел (Борис) физически любят друг друга.
Не поняла почему в сцене второго появления Пресказательницы Юлия (Катерина), Юлия (Варвара, сестра Тихона) и Татьяна (Глаша) начинают чесаться. Как будто грех жжет их. Или покусывает их.
Сцены с поцелуями: Юлия (Катерина) целует в губы в засос Юлию (сестру мужа Варвару), Татьяна (Глаша) в засос Павла (Тихона), Анастасия (Кабаниха) в засос Павла (сына своего Тихона). Прочтя статьи о спектакле "Гроза" на сайте Театра Наций поняла, что режиссер гипертрофирует материнскую любовь до физической близости, видимо, поэтому сцена с поцелуем в засос матери сына. Предпосылки остальных поцелуев не понятны..........
Ближе к концу второго акта Главные Герои в исполнении Павла и Юлии появляются измазанные в "крови". И все понимают, что это муляж - красная краска, не кровь. Смотрится комично и не эстетично. Почему бы не сделать как у Юрия Бутусова - цветом подчеркнуть настроение Героев?
Фото на сайте - реклама спектакля, продажи, вместе Главные Герои не купаются во время спектакля.
Из положительного: мне понравился голос Анны Галиновой (Феклуша). Очень красивый гармоничный голос.
Unbelievable! Громовой спектакль!! Настоящий театр!!! Характеры героев, сюжетная линия, игра актёров - все исключительно! Театр, по-моему, это возбуждение чувств зрителя, его понимания героев и темы. Этот спектакль не может оставить равнодушным никого. Высокомерие по поводу ванны, лабутенов и др. антуража это для эстетствующих ханжей и завистников таланта. Не обращайте внимание, идите и смотрите! Такое остаётся с тобой надолго!
Вот именно так тонко, без скатывания в пошлость, не потеряв сюжетную линию и героев, но сумев сделать постановку современной, актуальной и смелой, на мой взгляд, нужно и можно ставить классику. Получилось очень живо, удалось всколыхнуть эмоции. В постановке нарочито много китча, таким образом удается снизить градус высокой трагедии.
Смотрится спектакль на одном дыхании. Однозначно рекомендую всем, чья душа просит классики в качественном современном обрамлении.