Камерный Павловский дворец несколько тушуется перед золочеными анфиладами Царского Села и Петергофа. Группам по 40 человек здесь не развернуться, и потому даже в лихорадку туристического сезона есть надежда пройтись по залам без оглушительного рева пяти иностранных гидов.
После смерти матери Павел I рассорился со своенравным Чарлзом Камероном, выстроившим дворец, так что более торжественный, достойный монарха вид Павловску придавал государев любимец Винченцо Бренна: он украсил интерьеры позолотой и всяческими символами имперского величия и увеличил размеры здания таким образом, что получился двухэтажный корпус, увенчанный куполом и соединенный полуциркульными галереями с двумя флигелями. При Марии Федоровне, в начале XIX века, залы заново оформили Джакомо Кваренги, Андрей Воронихин и Карл Росси — именно их редакцию взяли за образец после войны. Реставрация здесь не особо ощущается: даже главные залы центрального корпуса, например, круглый Итальянский и бальный Греческий, изначально были отделаны стюком — недорогим, но эффектным искусственным мрамором, новизна которого не так бросается в глаза, как свежая позолота на барочной резьбе. Важно, что почти вся обстановка парадных и жилых покоев на первом этаже — подлинная, а это одна из лучших в стране коллекций ампирной мебели, фарфора и бронзы. Сохранилось даже легендарное собрание антиков в Кавалерском зале: не имея возможности эвакуировать скульптуры, хранители музея отнесли их в подвал и прикрыли замызганной кирпичной стенкой; квартировавшие во дворце немцы тайника не заметили. Устав от строгости и однозначности имперского стиля, можно отправиться на экспозицию мебели XIX — начала XX веков на третьем этаже: вот настоящий рай для ценителей модерна и эклектики.
Огромный пейзажный парк — сам по себе не меньшее сокровище, чем воронихинские гарнитуры или севрские тарелки. Задумал его Камерон, дорабатывали — архитектор Бренна и гениальный декоратор Пьетро Гонзаго. Здесь и трогательный Собственный садик, куда Мария Федоровна выходила прямо из своих покоев ухаживать за клумбами и любоваться Мариентальским прудом, и поэтические рощи в районе Белая Береза с участком под названием «Самое красивое место», и сказочные чащи Новой Сильвии, сквозь которые проглядывают колонны мавзолея, и завораживающие виды за каждым новым изгибом Славянки. Ни пиний, ни кипарисов — только ели да березы, но классицистические павильоны, колоннады и статуи смотрятся не менее эффектно, чем на какой-нибудь средиземноморской вилле.