Мистический триллер про загадочную видеокассету, после прокрутки которой в доме раздается звонок, предупреждающий о неминуемой смерти всех смотрящих.
Триллер, Ужасы |
18+ |
Хидэо Наката |
31 января 1998 |
31 августа 2023 |
1 час 36 минут |
А еще есть такая видеокассета, которую нельзя смотреть. Один мальчик записал на нее спортивную передачу, стал ее смотреть, а потом мальчику позвонили и сказали, что он через неделю умрет. И мальчик умер. А потом эту кассету посмотрели его одноклассники, им тоже позвонили и сказали, что они умрут. И они тоже умерли. И тогда про кассету узнала одна женщина, которая работала в газете, и она тоже решила ее посмотреть. Она ее посмотрела, а потом у нее зазвонил телефон.
Эта была моя самая коронная пионерлагерная история. Первый раз я ее услышал где-то в отряде четырнадцатом, а потом рассказывал с тринадцатого отряда по первый: в п/л «Ласточка», в п/л «Солнечный», в п/л «Салют» и в лагере пионерского актива «Республика Беспокойных Сердец». Только вместо видеокассеты в моей версии фигурировала кинопленка. Но работала она все равно безотказно. Товарищи по палате потом долго ворочались, боялись выйти в туалет и вздрагивали, когда за дверью кто-то ходил. Если слушатели спать не хотели, ее можно было рассказывать хоть несколько часов, растягивая до бесконечности цепь загадочных смертей, а если глаза слипались, можно было оборвать на полуслове — история все равно казалась завершенной.
Кино снимать все-таки несколько сложнее. Рассказчику требуется быть предельно собранным, на другой бок не переворачиваться и глаз не закрывать. Первые минут сорок режиссер Хидео Наката рассказывает все очень правильно, а потом впадает в сомнамбулическое состояние. У героев откуда ни возьмись возникают какие-то ранее неизвестные способности, они куда-то едут, а почему они туда едут — совершенно непонятно. Может, проблема действительно в сомнамбулизме, а может, просто режиссер не до конца освоил основные законы драматургии, также возможно, что это проблема японского менталитета и невозможности диалога между Востоком и Западом. В конечном счете это неважно. Даже в таком виде история все равно работает, и когда после просмотра зазвонит телефон, придется крепко задуматься: брать трубку или лучше не надо.
Посмотрела когда училась в школе. Неделю боялась телевизора и плохо спала по ночам. Однозначно страшнее американского варианта. Американцы путают страх и отвращение, а вот японцы умеют снимать так что от нап ряжения у тебя волосы шевелятся, и при этом ничего такого ужасного вроде и не показывают.
Японский режиссёр Хидео Наката удивил и напугал так, что за первой экранизацией последовал американский ремейк и несколько сиквелов. Теперь же без прецедентного фильма ужасов не обходится ни один список «всех времён», касающийся хоррора. Дмитрий Комм в книге «Формулы страха» пишет, что поведение главных героев в фильме не обусловлено восточным мировоззрением с целым сводом правил общения с духами, в противном случае главные герои обклеили бы заклинаниями видеокассету и демоны не посмели бы выползти наружу через телеэкран. На произведение явно повлияла европейская культурная традиция.
В данном же контексте важно, что «Звонок» демонстрирует нам воздействие сверхъестественной силы через технологию. Посмотри кассету, возьми трубку и узнай, что тебе осталось жить всего неделю, испугайся своего искорёженного лица на фотографии, догадайся о том, что тебе нужно сделать, чтобы перенести проклятие на другого человека и будь таков. Из фильма следует – зло, дремавшее 40 лет, вдруг решило запустить свой механизм смерти в момент расцвета VHS, а до этого и не догадывалось, как распространить проклятие. Мысль о том, что технология развращает и убивает, приобрела замысловатые формы. Не в первый раз, конечно.... О фильмах способных нести смерть зрителю, можно прочитать в статье, опубликованной на сайте StrageFilm.org
Фильм в качестве жанра «ужасы» определенно удался. Вся гнетущая атмосфера серого дождливого города и совсем не лучезарного острова за ставляют держать свои нервы на пределе на протяжении всего фильма, все эти составляющие отлично передают эмоции, страх и ощущения главной героини.
"Звонок" я посмотрел в июле 2000 на фестивале японского кино в "Зарядье". Вот вам и причина массовых детских психозов в Японии, о которых мы периодически слышим. Фильм, конечно, наивен. Однако временами действительно пугает по-настоящему. Жаль, что видеопрокатчики не обратили внимание на другого японца - Киеси Куросаву. Его "Исцеление" было показано на следующий день после "Звонка". Фильм тоже страшный, но при этом гораздо глубже и серьезнее.