Второй после "Криминального таланта" фильм, который Ашкенази сделал со сценаристом Юрием Макаровым и своей музой Захаровой.
Перестроечная драма про сбежавшего зэка, который угоняет на трассе "шестерку" вместе с практиканткой курсов по вождению Людмилой и запирается с ней в уединенном доме. Сначала она его ненавидит, пытается сбежать и даже ранит из пистолета, а потом влюбляется. Звучит как банальная ахинея, но это надо видеть! Основное место действия - горная хижина, главный объект в кадре - два лица. Из всего этого Ашкенази удалось соткать тончайшую историю не столько про стокгольмский синдром, сколько про любовь двух одиночек. Из которых не понятно, кто несчастнее: мужчина, осужденный на 12 лет за мелкие спекуляции, или молодая женщина, которую дома никто не ждет.
Конечно, без великолепной Захаровой и обаятельного литовца Альгиса Матулениса (Вольдемар из "Палача" и командир группы захвата из "Гения") у режиссера возможно, ничего бы не получилось. Хотя есть в этом сомнения. При всей зависимости от актеров фильм не отдан им на откуп, в нем четкая структура и приемы. Точнее, один, который называется "крупный план". То есть, если в "Криминальном таланте" Ашкенази еще что-то сдерживало, то в "Заложнице" он оторвался. Все самое важное рассказывается и показывается тут с помощью крупняков. Особенно здорово работает незаслуженно подзабытый ныне прием, когда в кадре лицо слушающего собеседника, который ничего не говорит. Не то из-за потери динамики, не то из экономии экранного времени его сейчас редко используют, а жаль, молчащий крупняк способен передать массу эмоций.
Впрочем, главная интрига у Ашкенази заведомо в содержании. Ближе к концу он устроит героям свою излюбленную проверку "на вшивость": в "Криминальном таланте" моральный выбор приходится делать опытному следователю, в "Искушении" - художнику Игорю и его сыну. Заложница Людмила, несмотря на пережитые ею потрясения и всю бессмысленность ситуации, когда наступает час Х поступает абсолютно здраво и логично. В стране, где правосудие в полной жопе, остается только верить человеку на слово и отстреливаться от государства.