Фильм-спектакль |
16+ |
Тимоти Шедер |
2 часа 34 минуты |
В биологии есть термин «приспособление к среде обитания», объясняющий, например, вытянутость жирафьей шеи. Этим же термином можно объяснить художественную политику лондонского Национального театра, со времен тэтчеровских реформ практически не получающего бюджетных субсидий. То есть условия такие: либо полные залы каждый вечер, либо никак. Поэтому на сцене обязательно должна быть хотя бы одна кинозвезда, должна звучать веселая музыка, пьеса должна быть остросюжетной, костюмы — красивыми, режиссура — динамичной. В идеале после домашнего успеха такой спектакль отправляется на гастроли — собирать кассу. Национальный театр со своей сверхсовременной суперсценой — невыездной априори. Хочешь жить, умей вертеться — вслед за прогрессивным Метрополитен-опера англичане запускают трансляции своих премьер по всему миру, дотянув шею, таким образом, и до Москвы.
Спектакль «Судья» строится по вышеописанной успешной схеме — звезда в центре затейливой пьесы. В роли незадачливого судьи, вынужденного расследовать собственное хулиганство, — 67-летний американец Джон Литгоу, известный российскому зрителю по «Третьей планете от Солнца» и «Декстеру»; оркестр исполняет типичную стародиснеевскую музыку, гармонизирующую с мультяшной сценографией; лихо закрученную и полную интриг пьесу поставил знаток своего дела Тимоти Шедер, и ко всему прочему — в близком по духу англичанам викторианском антураже.
Можно сколько угодно презирать все вторичное, все равно будет смешно. Видимо, существует какой-то не зависящий ни от чего первобытный смех, который, как спусковым крючком, запускается актерским гротеском, самоуверенным и мастерским кривляньем. С точки зрения техники это совершенный спектакль — ансамбль сыгран так, как не снилось ни одной российской или даже немецкой труппе. Эти актеры поют и разговаривают без микрофонов в тысячном зале, в сложной механизированной сценографии, где все ездит и крутится во все стороны. Чисто по экономическим причинам англичане просто вынуждены создавать театр, призванный понравиться абсолютно всем, даже тем, кто смотрит его в кинотеатре, находящемся в нескольких тысячах километров от места действия.