Удивительно, что сразу два режиссера в 2005 г. представили каждый свою трактовку «последних дней» известной личности. Ван Сант следил за человеком-похожим-на-Курта-Кобейна, Марк Ротемунд – за Софи Шоль, героиней немецкого антифашистского сопротивления. Можно сказать, что целью обоих режиссеров было демифологизировать своих героев, однако на этом сходство между фильмами заканчивается. Смерть Кобейна до сих пор окружена тайной, а вот Ротемунду повезло, поскольку в 2003 г. у него на руках оказались протоколы допроса Софи Шоль. Получившийся фильм не только снискал призы многих фестивалей в 2005 г., но и номинацию на «Оскар» в 2006.
В жизни Софи Шоль была талантливой студенткой Мюнхенского университета, обожающей джаз, искренне верующей и до конца преданной идее. За эту идею Софи (Юлия Йенч) и погибла, хотя инспектор Мор (Геральд А. Хельд) пытался спасти девушку. В 1982 г. на экраны почти одновременно вышли два фильма, посвященных Софи и антифашистской группе «Белая роза». Однако протоколы допроса, не доступные создателям этих фильмов, явили разницу между человеком и образом. Как рассказывает в своих интервью Марк, на самой первой странице он прочел, что Софи врет: "Она говорит: «Нет, я не раскладывала листовки». И я почувствовал: это говорит человек, который сражается за свою жизнь".
Архивами дело не ограничилось; Ротемунд беседовал со многими очевидцами и их родственниками. Здания в Мюнхене, где разворачивалась драма, сохранились; больше того, съемочной группе удалось выяснить, какой была погода в феврале 1943 г.: оказалось, было тепло и светило солнце. Поэтому в противовес ван-сантовским абстракциям Ротемунд являет зрителю игровое кино, снятое с документальной точностью. Движение камеры минимально (если сравнивать с тем же Ван Сантом), актерская игра по напряжению и естетсвенности напоминает сценическое исполнение. Автор сценария Фред Брайнерсдорфер (кстати, бывший юрист) убедительно реконструировал сцены допроса и суда, а в мизансценах передал, как напряжение, страх и надежда постоянно сменяют друг друга, чтобы затем отступить перед верой в справедливость. Впрочем, эти же нюансы, демонстрирующие несомненную безупречность в реализации и придающие фильму своего рода уникальность, одновременно делают картину несколько тяжеловесной, лишая ее простоты, которая так часто поражает нас в искусстве.
В мировом кино последних лет вообще наблюдается интерес к героям как людям, то есть не к фигурам, запечатленным на фотографиях и в бронзе, а ко всему человеческому, что этим фигурам было не чуждо. В этом смысле не важно, о чем фильм: о «ранних годах» Элвиса и Рэя Чарльза или «последних днях» Гитлера, Софи Шоль и Курта Кобейна. Разница между всеми ними как объектами демифологизации небольшая, поскольку внимание и авторов, и зрителей приковано к «реальному» человеку, а не к образу. И мы видим Софи, которая говорит, что не раскладывала листовки; Рэя, который страдает от галлюцинаций и наркотической зависимости; Гитлера и его окружение, которые, даже падая, продолжают верить, что они на высоте.
Теоретически в эту же череду вписываются и откровения современных нам знаменитостей, стремящихся, пока они еще не стали богами, поведать о своих человеческих недостатках. Однако на практике правым все-таки остается Годар с его тезисом из «Нашей музыки»: только образ истиннен. Поэтому и достижение Ротемунда выглядит неоднозначно, ибо, несмотря на смену ракурса и проникновенный эпилог, Софи Шоль по-прежнему Героиня.
«Опустевшая земля проросла бурьяном, народ пребывает в состоянии позора, преступники торжествуют. Слишком поздно мы вспомнили утраченные истины: все добрые люди рассеялись, а имя злым легион…»
Не слишком уж и много их было – бросивших вызов действующим в гитлеровском Мордоре порядкам: Харро Шульце-Бойзен, Арвид Харнак, Клаус фон Штауффенберг и другие. Среди них и те, кто не обладал опытом разведчика и талантом конспиратора, не мог представить солидный послужной список профессионального военного или высокопоставленного дипломата. Всё, что было у горстки примкнувших к Движению Сопротивления мюнхенских студентов и их преподавателя, это неравнодушные сердца, бившиеся в один такт с сердцами тысяч подвергаемых унижениям, преследованиям, истязаниям и казням людей.
Объединённые христианскими принципами морали и верой в Бога участники группы «Белая роза» избрали путь мирного, безоружного протеста, призвав в попутчики Аристотеля и Гёте, а в Наставники – Христа. Да, проводимые ими акции мало что меняли на карте военных действий и не могли существенно повлиять на запущенный в ход механизм истории. Но судя хотя бы по беснованию печально известного Роланда Фрейслера, возглавившегося скорый на расправу процесс и вынесшего вполне прогнозируемый суровый приговор, и мирный, безоружный протест способен достичь цели, если протестующий «вооружён» твёрдой убеждённостью в том, что существует черта, которую пересекать недопустимо и даже преступно, в том, что человек обладает не только известными неотъемлемыми правами и свободами, но и моральными обязательствами, налагаемыми на него или же добровольно и осознанно им принимаемыми, коими он не вправе пренебречь, а отречься от коих - значит пойти против совести.
Софи и Ганс Шолль, Александр Шморель (не так давно причисленный Германской епархией РПЦ к лику местночтимых святых новомучеников), Кристоф Пробст, Вилли Граф, Курт Хубер сумели продемонстрировать всем, кто неустанно и, казалось бы, незыблемо стоит на страже антигуманного режима, стремящегося превратить единицу в ноль, то, что единица – НЕ ноль, с честью пройдя через нравственный выбор между «причастием буйвола» и «причастием Агнца», по выражению Генриха Бёлля, подобно христианским первомученикам.
Достойный фильм о достойных людях: неожиданно яркое, красивое пятно в карьере режиссёра Марка Ротемунда. Невероятно хороша исполнительница главной роли Юлия Йенч.