От Кшиштофа Кеслевского в первом же его игровом фильме (не считая телевизионного проекта «Персонал`) трудно было ожидать чего-то неполитического. Шрам — чисто политическое высказывание. По нему еще сильно заметно, что совсем недавно режиссер вышел из документалок и неигрового кино (как, кстати это видно и по «Кинолюбителю`).
Фильм о том, как порой бывает трудно жить в определенном обществе человеку со своими принципами, порой в корне отличающимися от установленных. Человеку честному, привыкшему все делать самому без каких-либо особых указаний и пожеланий сверху. Но живущему в социалистическом обществе, по сути же обществе насквозь бюрократическом и преследующим только собственные корыстные интересы.
Кеслевский нисколько не приукрашивает главного персонажа, показывая, что у него тоже полно проблем и плохих черт. Из-за работы он не может толком наладить семейную жизнь, почти не видясь с женой и имея очень натянутые отношения с дочерью. Дочь не понимает смысл жизни отца, он не понимает ее. Но не бывает же идеальных людей.
Но даже те положительные изменения, которые главный герой, в исполнении Франтишека Печки, пытается ввести на вверенном ему предприятии, моментально трактуются по другому его подчиненными. Они уже настолько вросли в эту систему, что малейшие изменения их уже пугают. Они предпочитают все делать по накатанной. Предпочитают обманывать начальство, дабы оставить все как есть.
Даже пресса, четвертая власть, показана у поляка не в совсем выгодном свете. Молодежь, пытающаяся что-то изменить, сама в итоге становится заложником той системы, в которой она живет. Перемены эти ни к чему не приводят — одного начальника заменяет другой. И все. И не факт, что будет лучше.
Очень хорошо показана оторванность власти от народа — это видно по двум сценам, когда народ собирается под окнами администрации. Один раз властью запланированный, в другой уже стихийно, чего власть конечно же никак не ожидала.
Что же касается названия, то здесь можно истолковать по двум значениям. С одной стороны — Шрам — это, тот завод, выросший на благодатной земле и ее же благополучно испортивший вместе с чаяниями народа. С другой, что представляется мне более вероятным — Шрам — это главный герой, т. к. он шрам на той гладкой, как кажется чиновникам, системе. Он отличается от них. Они в свою очередь пытаются его перевоспитать по своему, говоря, что он немного сбился с пути, но это поправимо. Но он предпочитает уйти, считая, чтобы окончательно не навредить делу, не без помощи сочувствующих и самое главное научиться по настоящему жить.
Последний кадр хорошо это показывает. Когда он учит внука ходить. Ребенок спотыкается, падает, но подбадриваемый дедом снова встает. Так и главный герой начинает идти по новому для себя пути, спотыкаясь, падая и снова вставая. И приобретая в жизни новые ценности, которые в данный момент для него намного важнее, нежели карьера. Или что-то другое.