В этом фильме режиссер рассказывает историю жизни великого голландского живописца, однако произведение Стеллинга не совсем укладывается в рамки так называемого биографического жанра: доминантным является не описание перипетий нелегкой жизни «великого человека» - центрального персонажа, но собственно визуальное решение фильма, имитирующее рембрандтовскую живопись, а зачастую и непосредственно его картины. Таким образом, прерогативой для зрителя становиться не сопереживание судьбе героя, но восприятие визуального пласта картины, постоянное узнавание в кинокадре знаменитого живописного полотна. Сам Рембрандт уходит на второй план именно благодаря невероятному сходству актера, играющего его роль, с художником, и художник становится лишь поводом для игры режиссера со зрителем.
Фильм ориентирован на культурно подготовленного зрителя, хотя бы в общих чертах знакомого и с историей жизни, и с работами Рембрандта ВанРейна, что позволяет не заострять внимание на развитии сюжета и репрезентации истории, но передать атмосферу произведений художника.
Йос Стеллинг, достигший непревзойденного мастерства в искусстве стилизации, не просто одушевляет знаменитые рембрандтовские картины, но и воспроизводит обстановку, в которой они могли бы быть созданы, выдерживая весь фильм в стилистике полотен мастера. Следует отметить также дистанцированность автора (следовательно, и зрителя) и протагониста, что крайне несвойственно фильмам биографического жанра; подобный прием призван сконцентрировать внимание не на истории, но на визуальности, через отказ от идентификации с персонажем, от сопереживания к чистому восприятию визуальной информации.
Фильм как произведение искусства: цельность образа, безупречный вкус, гармония и выверенность в изображениии всего: от булавки до смыслов и чувств. Потрясает эрудиция автора - знатока старой Европы. Некоторая тягучесть повествования не становится раздражающей, наоборот - дает прочувствовать другой ритм далеких времен.
Так красиво, что хочется плакать.