Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Надежда и слава

Hope and Glory, Великобритания, США, 1987
О фильме
Трагикомедия
Джон Бурман
1 августа 1987
1 час 53 минуты
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Джона Бурмана

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
M_Thompson
1370 отзывов, 1411 оценка, рейтинг 586
8 апреля 2012

Один из лучших фильмов на тему того, как переживали Вторую мировую войну в Британии – несмотря на то, что серьезных тем поднято много, никакого популизма и нравоучительного тона, а также слезоточивых сцен и напускного драматизма в фильме нет. Более того, многие герои этого фильма, вращающиеся вокруг семьи Роуэн, что живет под Лондоном, вообще не сразу осознали, что пришло тяжелое время. Биллу (Себастьян Райс-Эдвардс) – всего десять лет и для него война с фашистской Германией – это смесь патриотических новостей и игрушечных солдатиков. Для его отца Клайва (Дэвид Хэйман) - повод повоевать вволю, вопреки размышлениям более старших товарищей и тому, что он на сам фронт так и не попадет. У матери (Сара Майлс) – и без того проблем невпроворот. Дедушка с бабушкой все, конечно, понимают, но слишком аристократичны и самодостаточны, чтобы показывать это. А старшая сестра Дон (Сэмми Дэвис) и вовсе находит свою любовь с расквартированным по соседству канадским солдатом.

От человека, который снял «Избавление» и «Изгоняющий дьявола 2» ожидать можно, конечно, чего угодно. Чего угодно, но не искупительной ленты об изгнании страха из темы про войну. Причем Джона Бурмана нельзя обвинить ни в фантазии, ни в работе в розовых очках, ни в пропаганде. Его детство совпало с описываемыми событиями и было ему ровно столько же, сколько герою «Надежды и славы» бесстрашному и находчивому пареньку Билли. Во многом, этот фильм просто уникален. Среднестатистическая лента о войне – это полный ужасов, смертей и насилия, героических событий или низких поступков, фильм. Но «Надежда и слава» под данное описание не подпадает, это скорее такой британский «Амаркорд», в котором война – всего лишь пусть и сложное, но время, фон для событий, причем в основном комедийного характера, происходящих с отдельно взятым пареньком.

Иными словами, то, что показывает режиссер в своем фильме, увидеть можно мало где. Горюющий по поводу сплавившихся солдатиков мальчик на пепелище собственного дома. Хихикающие над падающим защитным шаром люди. В конце концов, радостно вопящие школьники, счастливые от того, что случайно залетевшая бомба раздолбала в пыль их «любимую» школу. Событий в фильме хватит на пару фильмов. Будет тут и ловля рыбы с применением все тех же падающих бомб. И любовные приключения канадского солдата с девушкой, пытающейся быть циничной особой. И шайка десятилетних чумазых парней, промышляющая на руинах и принимающая в свои ряды только тех, кто умеет ругаться. И затаенная давняя любовь, которой нет пути в будущее. И игра в крикет в свободный от авианалетов день. И секс, и драки, и чудесные находки.

В фильме нет разве что только особо стройного сюжета. По структуре, картина напоминает скорее какой-то сборник рассказов и зарисовок. Или, что более близко к истине, несколько разрозненные и немного потертые временем воспоминания уже немолодого, но еще бодрого человека, когда-то бывшего тем самым пареньком, чьими глазами мы удостоились чести посмотреть на то, как же все это было. Глазами ребенка, который может и не понимает всего ужаса происходящего, всего кошмара, творящегося за пределами его мира, полного друзей и игр. Но чистыми, незамутненными глазами, не подернутыми пеленой и не присыпанными пеплом. И такому парню, спасибо Себастьяну Райсу-Эдвардсу очень хочется верить. А как ему не верить, если он и врет-то только ради того, чтобы ввернуть крученый мяч тогда, когда его дед того не ожидает.

К остальным актерам, впрочем, тоже нет претензий. Бесконечно добрая мама Сара Майлс – само олицетворение доброты, тревоги и заботы. Очаровашка Джерральдина Мюир, так безукоризненно и внимательно сыгравшая младшую сестру Билли. Пытающаяся быть взрослой и не верящая в любовь Сэмми Дэвис, при этом рыдающая навзрыд, как только дело приобретает тот самый оборот, о котором она постоянно говорит. Неунывающий Дэвид Хэйман, который вроде бы и парень не дурак, но и зануда – это не про него. Да один дед в исполнении Яна Баннена чего только стоит. Хоть пиши с него портрет аристократа со стиснутыми зубами и добрым сердцем. Что самое удивительное, в фильме нет ни одного бойца – не только все военные действия происходят где-то там далеко, но и все мужчины, появляющиеся в кадре, к войне имеют настолько посредственное отношение, насколько это допустимо.

Очень хорошо и достоверно передана атмосфера и быт того времени – от радиопостановок и песен, звучащих на танцах, до рисованных чулочных швов, банок с джемом и покроя детской одежды. Кроме того, ради большей достоверности и некой интимности рассказа, режиссер сознательно отказывается от широкого формата фильма, к которому он за долгие годы неплохо привык, а ради разнообразия сцен – перепахивает огромное количество гектаров британских земель, дотошно реконструируя и обогащая фильм самыми разнообразными декорациями и временами, какие только можно успеть сюда приткнуть – пригород всех времен года, разрушенные дома и богатые усадьбы, реки, пруды, луга, пивнушки, танцы, магазины.

Да, как и в плане повествования, так и в плане стилистического исполнения, фильм лишен каких-то резких драматургических решений, какой-то ярости или грубых эмоций. Но подобный подход в корне бы убил всю задумку на корню. Поэтому видеть такой фильм у человека, в фильмографии которого можно найти ленты самого разного уровня жестокости – дополнительное удовольствие, которое должны испытать поклонники британского кино, для которых пропускать подобный фильм – непозволительная и непростительная роскошь.

0
0

Подборки Афиши
Все