Второй фильм перспективного португальского режиссера Жуана Нуну Пинту («Америка»), который в этом году участвовал в Роттердамском кинофестивале (что чувствуется — там любят такой медитативный экстрим). Сам Пинту, к слову, родился в Мозамбике, его дед в 1917 году воевал в Африке, так что можно сказать, что для режиссера эта история во многом автобиографическая. По сюжету во время Первой мировой войны молодой солдат Закариаш (Жуан Нуниш Монтейру) вместе со своей ротой высаживается в Мозамбике, где ему предстоит защищать португальскую колонию от немцев (сноска для понимания контекста: страна-банкрот Португалия в то время воевала сразу на трех фронтах — во Франции, Анголе и Германии). Однако Закариаш довольно быстро отстает от сослуживцев, заболевает малярией и в одиночку отправляется вглубь африканского континента через мистическую землю Макуа. Весь фильм — это такой экзистенциальный бэд-трип, в котором галлюцинации невозможно отличить от яви, совсем как в «Мертвеце» Джима Джармуша. Так же, как и герой Джонни Деппа, Закариаш все время балансирует на грани между жизнью и смертью, при этом, несмотря на то что формально «Москит» — «медленное кино», для созерцательного зрелища он снят довольно бодро и даже увлекательно, а в нескольких моментах и вовсе по-настоящему захватывающе. Что касается месседжа картины, то это постколониальное высказывание, призывающее переосмыслить владычество европейцев в Африке, строящееся на угнетении местного населения, а также найти актуальное нынче средство от исторической амнезии.
Драма, Военный |
18+ |
Жуан Нуну Пинту |
22 января 2020 |
2 часа 5 минут |
Работа португальца Жоау Нуну Пинту "МОСКИТ", заявленная как картина о Первой мировой войне, фактически показывает одиночное путешествие бравого солдата Закариаша через весь колониальный Мозамбик к далекому озеру Ньяса. По сути - Одиссею, только не с, а на войну.
Мелкий 17-летний паренек исполнен патриотической решимости воевать во славу родины, что конечно вызывает умиление и даже симпатию у редких встречных соотечественников, но в итоге заставляет скорее отмахнуться, подобру-поздорову.
В какой-то момент путешествие португальца отягощается малярией и мы видим не только реальное похождение, но и воображаемое, можно даже сказать, мистическое. Не всегда при этом понимая, где реальность, а где "чудесный звездный сон". Сила экранного изображения при этом такова, что в какой-то момент сам себя ощущаешь блуждающим по саванне в легком помутнении рассудка.
Предсказуемо, ничего героического в войне Закариаш не найдет. Голод, холод, болезни, хищные животные, ядовитые змеи... Свою маленькую войну он проиграет даже деревенским женщинам, вылечивших его и тут же посадивших на поводок. Не найдёт он также ни друзей, ни любовь. Единственное, что к финалу картины обретет "москит"-идеалист - взгляд дикого зверя и исключительно уже человеческий цинизм.