Биография, Драма, Криминальный |
16+ |
Франческо Рози |
26 января 1972 |
1 час 56 минут |
Эпичное, хотя и скорее по замаху, чем по хронометражу или масштабу, исследование жизни и важности персоны по имени Энрико Маттеи (Гиан Мария Волонте), видного итальянского бизнесмена и патриота, газового магната и политического деятеля. Еще во время Второй мировой войны он сражался с нацистскими войсками, не принимая позицию фашистского правительства собственной страны. Годы спустя он вкладывается в развитие итальянской газовой промышленности, а после того, как на территории страны находят богатые залежи газа, постепенно становится главой огромной правительственной корпорацией, которая занимается деловой стороной этого предприятия. Как водится в подобном деле, большой бизнес сопровождается большим риском, особенно если ты ведешь дела так смело и решительно, как это делал Маттеи, манипулировавший целыми государствами и игравший с лидерами грозных держав, таких, как СССР, Китай или США в игры. Естественно, его жизнь всегда была под угрозой, поэтому, когда он погиб, разбившись у миланского аэропорта, некоторые журналисты посчитали ложью сообщения о случайной аварии, и начали собственное изучение.
Кто-то как-то сказал, что «Дело Маттеи» - это итальянская политическая версия «Гражданина Кейна», что, кстати, до некоторой степени справедливо. Фильм обладает сложной нарративной структурой, начинается со смерти главного героя, рассказывает о крупном персонаже, несколько отстраняясь от симпатий к нему, но выдавая в нем личность огромной величины. Порой и за меньшее проводили большие параллели. Но Рози в своем эпике идет на гораздо более детальные подробности, что делает картину родственной скорее каким-то действительно документальным исследованиям, чем изящным упражнениям в современной кинематографической драматургии.
Другой момент, что это исследование настолько упорствует в своей дидактичности, что вводит фильм в очень сухое состояние. За рядами фактов, цитат, высказываний, прямых и косвенных обвинений разоблачений, попыток выстроить систему отношений, теряется жизнь человека. Да даже в выборе нарративной системы в пользу этого дистанцирования, проведения экрана между Маттеи и его исследователями, уже заведомо кроется дополнительный уровень отстранения от симпатий и сочувствия к главному герою. Другой вопрос, может автор и не планировал взывать к теплым чувствам к Маттеи, но просто смотреть на подобный рассказ интересно не больше, чем читать бухгалтерский отчет. Конечно, местами персонаж оживает и вспыхивает красками, и кажется, что вот сейчас проснется что-то, но нет, следующая склейка сминает зарождавшуюся ниточку жизни. Становится понятно, что все, что есть сложное, интересное, человечное в герое – там есть исключительно благодаря невероятному таланту одного из самых эмоциональных и мощных итальянских актеров своего поколения Гьяна Марии Волонте.