Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Фильм
Буквальная геометрия

Россия, Германия, 2015
О фильме
  • Буквальная геометрия – афиша
  • Буквальная геометрия – афиша
  • Буквальная геометрия – афиша
  • Буквальная геометрия – афиша
  • Буквальная геометрия – афиша
Документальный
12+
Екатерина Еременко
8 декабря 2015
15 октября 2015
1 час 6 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Екатерины Еременко

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Отзывы

9
Дарья Митина
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
19 октября 2015

Буквальная и очень чувственная геометрия

На днях в Москве прошла мировая премьера нового фильма феерической документалистки Екатерины Ерёменко, которая получила мировую известность три года назад, сняв буквально за три копейки «Чувственную математику» — сборник из шести новелл — монологов великих математиков. «Чувственная математика» объехала весь мир, схватила кучу фестивальных наград, была переведена на десяток языков, продемонстрирована на церемонии вручения Абелевской премии и произвела мини-революцию в научно-популярном кино. Её показывали в крупнейших российских университетах, где она вызвала взрывной интерес. В Новосибирском Академгородке, например, вместо двух дней показа пришлось крутить картину целый месяц. Пожалуй, никто сегодня не умеет так увлекательно рассказывать о научном знании, как Ерёменко, по образованию сама математик и популяризатор науки по призванию.

Новый фильм под названием «Буквальная геометрия» поспешили окрестить сиквелом «Чувственной математики», но с первых кадров понимаешь, что никаким сиквелом и не пахнет. Признаюсь, я шла на «Буквальную геометрию» с опаской, — в предыдущий фильм Ерёменко я просто влюбилась, а теперь боялась увидеть бледную копию. Екатерине нужно отдать должное — для того, чтобы вслед за успешным фильмом на весьма нетривиальную тему сразу начать снимать новое кино, в принципе, о том же самом, нужно обладать не просто незаурядным талантом, но и в хорошем смысле слова идейной одержимостью, целеустремленной упоротостью:). Редко кому удается не снизить планку, повторить успех и не стать «режиссером одной картины», а вот Ерёменко это удалось.

Если в прошлой картине математика представала уделом одаренных одиночек, то «Буквальная геометрия» методом включенного наблюдения показывает повседневную жизнь научного коллектива — научно-исследовательского центра дискретизации в геометрии и динамике Технического университета в Берлине. Это интернациональный коллектив, выполняющий рассчитанный на 12 лет проект под руководством русского ученого (что по нынешним временам большая редкость) Александра Бобенко. Сам Бобенко, представлявший фильм вместе с режиссером, рассказал, что Ерёменко удалось не только приучить ученых к своему ненавязчивому присутствию, но и органично вписаться в группу — режиссёр научно-популярного кино, профессионально понимающий предмет, о котором снимается его картина — это огромная редкость.

В отличие от «Чувственной математики», поведавшей нам о философии науки и зафиксировавшей монологи ученых, «Буквальная геометрия» посвящена научной коммуникации, совместному творческому поиску, процессу передачи знаний от поколения к поколению, то есть, раскрывает сам научный процесс. Бесконечные научные дискуссии, обсуждения, лекции в студенческих аудиториях, — ни в коем случае не пустопорожний обмен информацией, а моментальный выход на практическую реализацию результатов исследований и их визуализацию. Геометрия — крайне кинематографически благодарная дисциплина, ибо она великолепно визуализируется, и на глазах у изумленного зрителя нарисованные мелом на доске точки и прямые превращаются в пирамиды Лувра, а вот мы видим в кадре Александра Бобенко с его венским коллегой, ещё одним членом группы, Хельмутом Потманом, громоздящих какие-то новые павильоны на реконструированную в прошлом году Эйфелеву башню.

В перерывах между научными спорами герои картины ведут совершенно обычную жизнь: аспирант пляшет в школе танца, профессор лабает на гитаре и тренируется в метании ножей, профессор Юрий Сурис дурачится с дочкой, Александр Бобенко медитирует, катаясь на лодке по Берлинскому парку, а его учитель, почтенный Александр Итс в свои семьдесят стоит на голове и делает 30 отжиманий. И все они с почтительным придыханием беседуют с легендами мировой науки — девяностолетним Фрименом Дайсоном, великим математическим физиком, и Джоном Нэшем, единственным в мире ученым – обладателем одновременно и Нобелевской, и Абелевской премий. . Режиссер рассказывает, что Нэш вез съемочную группу к Дайсону на своей машине, — точно как в анекдоте «Не знаю, кто такой этот Дайсон, но шофером у него лауреат Нобелевской премии»….

Диалоги Дайсона с Нэшем, наверно, наивысшая композиционная кульминация «Буквальной геометрии»: «Я не уверен, что я сам настоящий математик». — говорит нобелиат, награжденный премией в экономической номинации. Впрочем, проблемы с самоидентификацией у Нэша были всегда, — судьба его складывалась трагично, и отснятого фильма он уже, увы, не увидел, ибо погиб в ДТП весной нынешнего года, — Екатерина Ерёменко стала последней, кто запечатлел математическую легенду на пленку. Кинематографическая судьба его коллеги Дайсона, работавшего с самим Эйнштейном, кстати, тоже не задалась — его снимал Стэнли Кубрик в своей «Космической Одиссее», но в итоге весь 10-минутный хронометраж вырезал.

А вот Ерёменко — не вырезала, за что ей низкий поклон. Что-то мне подсказывает, что кадры с Дайсоном и Нэшем войдут в документальную киноклассику.

«Буквальная геометрия» — полилингвистичный фильм, демонстрирующий глобализацию научной жизни: герои переходят с немецкого на английский, с английского на русский, тот же Бобенко читает лекцию одновременно на двух языках, и камера выхватывает то его наиболее перспективную аспирантку, то ассистента, обдумывающего житьё и взвешивающего свои шансы в науке. Слегка обалдевшему от вращения конусов, пирамид, параллелепипедов и искривляющихся поверхностей зрителю предлагается порешать какие-то несложные задачки, пока идут финальные титры, и хочется уже спросить Екатерину Ерёменко, когда мы увидим продолжение увлекательного математического сериала, — «Линейная алгебра», например. Или «Математическая логика».

1
0
9
Евгений Тумило
35 отзывов, 37 оценок, рейтинг 73
19 октября 2015

Новый документальный фильм Екатерины Еременко "Буквальная геометрия" - идейное продолжение "Чувственной математики", нашумевшей картины, получившей какой-то нереальный прокат и в России, и в мире, и вот уже пару лет как гуляющей по фестивалям. Документальный сиквел - предприятие рисковое, ведь точно будут сравнивать с предыдущей работой. А если та работа была гениальной, как в случае с "Чувственной математикой", то можно ли сделать лучше? И стоит ли? С другой стороны, вызвав своей картиной о математике в чувствах поистине мировой резонанс и получив колоссальную зрительскую поддержку, можно ли было остановиться?

Катя Еременко - человек яркий, умный, талантливый и, что очень важно в данном случае, творчески смелый. В своей новой картине она не пытается повторить успех и гениальность прошлого. "Буквальная геометрия", пожалуй, чуть менее чувственна, но зато честнее и намного ближе к простым смертным. В кадре уже не гении мировой величины и разговоры об абстрактной математике на пальцах, а конкретная математическая задача, большой проект, над которым работает несколько десятков ученых. В том числе и российских. Как мы увидим в фильме - вполне себе простых, малопохожих как на небожителей, так и на чудиков не от мира сего.

Подспудно же Катя решает задачу, ничуть не проще той, которую решают герои фильма. А именно, пытается нащупать границы - сколько вообще математики можно показать на экране, насколько подробно можно вникать в закрытые области. Исследует этот вопрос весьма изобретательно, даже с некоторым юмором. Были ли нащупаны эти границы - вопрос открытый. Мне, закончившему в свое время мех-мат с отличием, было мало что понятно в показанной математике. Но смотреть было интересно. Правда немного непривычно и сложно в начале. Более того, видимо мои знания даже отчасти мешали, потому что многие зрители далекие от математики, были в куда большем восторге от картины, чем я.

"Буквальная геометрия" показывает нам, как можно было бы догадаться из названия... геометрию на буквах! Большинство букв сравнительно просты с точки зрения математики: С, Т, Н - суть сплошные и без дырочек. Это самые простые. Буквы A, D, R чуть посложнее, в них одна дырочка. И про те, и про другие математикам давно уже все понятно. Самая сложная оказалась буква B - две дырочки внезапно потребовали усилий целой международной группы. Завязочка? Завязочка!

К счастью, зрителю эту проблему решать не предстоит и даже вникать в решении не обязательно. Можно просто посидеть в сторонке и понаблюдать за людьми. Известно, что можно смотреть бесконечно на три вещи - на огонь, воду и работающих людей. Благодаря Кате Еременко, понимаешь, что на думающих людей смотреть ещё интересней. Далеко не голливудские, но очень живые лица буквально преображаются и приковывают взгляд к экрану, стоит лишь разуму подкинуть задачку. Кстати, задачку, вполне по силам, подкинут и зрителю - в самом конце фильма.

В фильме показаны ученые очень разных возрастов - ажно четыре поколения. Студенты-аспиранты, их учителя, учителя их учителей. А ещё, на несколько минут в кадр попадают две живые легенды - Джон Нэш (тот самый, из "Игр разума") и Фримен Дайсон (чтобы понять масштаб этой личности, загляните в английскую вики и обязательно ещё погуглите цитаты). Попадает в кадр и красавица Эйфелева башня, которую украшают новым стеклянным павильоном, математически расчитанном героями фильма. Будет в фильме ещё и вязанная бутылка Клейна. И сложная компьютерная модель, на секунду превращающаяся в Синюю Птицу. Сами математики будут гнуть ноги и ломать себе руки, в попытках объяснить необъяснимое и показать непоказуемое, а кое-кто так и вообще - встанет на голову. Несмотря на почтенный возраст.

"Буквальная геометрия" - фильм игровой. Даром что документальный. Ведь математика - это просто очень сложная игра. А математики - это просто очень взрослые дети. Без игры - никуда. Кстати, играют герои фильма и в футбол, и на рояле, а кое-кто просто и по-буддийски стучит в гонг. Кино при этом тоже игра - режиссёр играет с героями, предлагая им каверзные задачки. Как играет и со зрителем - так, английское название "The Discrete Charm of Geometry" явный привет фанатам Бунюэля. В общем, неслучайно в кадр попадают и настоящие дети. Возможно, будущее(и уже пятое на экране) поколение математиков.

Несмотря на явную увлеченность своим предеметом, многие герои под конец фильма, практически по секрету, поведают нам, что математика не составляет смысл их жизни и врядли они готовы на большие жертвы ради неё, а упомянутые выше Нэш и Дайсон признаются, что они и вовсе - не совсем математики. И надо сказать, что это очень полезные для нашей страны откровения, в которой "искусство требует жертв", а искусством является практически все, даже выращивание картошки. Умение сочетать высокие материи и вполне земную жизнь - это тот средний путь, которого часто не хватает нам, привыкшим к полярностям. "Буквальная геометрия" - это ещё и неплохая, яркая иллюстрация жизни европейского среднего класса. Того самого, который и в России до недавнего набирал обороты, да вот резко пошел на убыль.

В общем, как и полагается хорошему кино, "Буквальная геометрия" способна раскрыть разные слои смыслов - было бы желание. Но даже с поверхности видно, что кино это очень красиво, талантливо и не требует от зрителя совершенно никаких знаний - даже помнить теорему Пифагора. Важен только живой интерес!

ЗЫ: полная версия рецензии с картинками тут

1
0
9
ольга орлова
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
26 октября 2015

Мысли и зрелищ.

Посмотрела идеальное кино про математику. "Буквальная геометрия" от режиссера Екатерины Еременко, автора фильмов "Чувственная математика" и "Мой класс".

"Буквальная геометрия" - про то, что сейчас математика делается взрослыми, современными, интересными,яркими людьми, про то, как эти люди многим пожертвовали, но в кадре говорят, что ничем важным ради науки жертвовать не готовы, про то, как критично они оцениваются сами себя и свой талант. Про то, как скачут у них на голове дети, пока они обдумывают решение задачи, про то, что на семинарах бывает напряженная драматургия, как в пьесе. Про то, что иногда удивительные фигурки, которые они чертят на доске в кабинете, обретают воплощение на крыше исламского зала в Лувре.
Язык импрессионизма здесь оптимален. Каждый отдельный мазок/кадр ничего тебе не объясняет, а вместе складываются в один прекрасный мир. Мир математики.
Надо показывать детям.

0
0

Подборки Афиши
Все