Сирил (Дэвис) и Ширли (Шин) — идейные хиппи-марксисты, не желающие заводить детей. Сестра Сирила Валери (Тобиас) принадлежит к мелкой буржуазии и считает, что преуспела в жизни. Брат с сестрой готовятся отметить юбилей матери (Доре), одинокой старушки, теряющей память.
Трагикомедия |
16+ |
Майк Ли |
30 августа 1988 |
1 час 48 минут |
Сирил (Дэвис) и Ширли (Шин) — идейные хиппи-марксисты, не желающие заводить детей. Сестра Сирила Валери (Тобиас) принадлежит к мелкой буржуазии и считает, что преуспела в жизни. Брат с сестрой готовятся отметить юбилей матери (Доре), одинокой старушки, теряющей память.
К концу 1980-х основоположник «реализма кухонной раковины» Майк Ли успел поработать на BBC, поставив там с десяток комедий и драм, но в кино был еще новичком. Стиль, прославивший режиссера в следующем десятилетии, впервые был отчетливо сформулирован именно в «Больших надеждах»: уже здесь автор обходился без сценария, постепенно, вместе с актерами разрабатывая характеры, оживляя их от реплики к реплике и выстраивая действие по их логике. Это своеобразный эстетический и политический манифест — и вместе с тем самый нежный и трогательный фильм Ли, настоящая ода тэтчеровскому Лондону. Тихое существование Сирила и Ширли в их крохотной квартирке — незаметный, но уверенный протест против несправедливости мира, за обустройство в котором придется расплатиться окончательной потерей души. Гуманист Ли не может сдержать злость, отдаваясь время от времени откровенной сатире: благоустроенные жлобы, опаздывающие в оперу, теряют представления о добре и зле — и противопоставить этой перманентной катастрофе нечего. Разве что юмор, нестяжательство, стойкость в принципах и готовность помочь даже тому, кто тебе чужд и неприятен. Старая добрая Англия, если и существовала когда-то, ныне потеряла память, как миссис Бендер, и лучшим местом в Лондоне осталось кладбище. Туда, к могиле Карла Маркса, и приходят в выходной день герои фильма. Капитал победил, но и у проигравших остались надежды — пусть не настолько большие, как обещал заголовок.