Исторические сюжеты, аутентичное искусство и мечты об «особом пути» России — они по-разному осмысливали эти понятия, но оказали большое влияние на искусство, в том числе театральное. В 2024 году отмечается 185-летие со дня рождения Модеста Мусоргского и 180-летие Николая Римского-Корсакова. К юбилеям великих композиторов Бахрушинский театральный музей 10 апреля откроет выставку «М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков: великие противоположности».
Раскрыть истоки непохожести взглядов на национальную идею двух близких по духу великих композиторов помогут более 50 предметов из сэскизы декораций и костюмов к спектаклям, созданные знаменитыми русскими художниками К.А. Коровиным, А.М. Васнецовым, М.В. Кожиным, В.А. Симовым и многими другими.
В первом зале можно будет увидеть фотографии, афиши и эскизы декораций и костюмов к постановкам «Хованщина» и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. Последнее — единственное оперное произведение, которое закончил и оркестровал сам маэстро. Интересно, что после его смерти Римский-Корсаков взялся дорабатывать сочинения современника. Но разница подходов была слишком велика, поэтому славы они не сыскали.
Второй зал представляет сказочные и былинные сюжеты в музыкальном наследии Николая Римского-Корсакова. В экспозиции — афиши и эскизы ко многим спектаклям, в том числе «Снегурочке». Эта постановка 1885 года стала символом художественной революции в музыке. Благодаря частной русской опере Саввы Мамонтова произведение получило статус прогрессивного и успешно конкурировало с европейскими новинками.
В экспозицию также вошли оригинальные костюмы к постановкам. Например, кокошник и платье первой трети XX века. Они были изготовлены для Елены Степановой, исполнившей партию Волховы в опере Римского-Корсакова «Садко».
И Мусоргский, и Римский-Корсаков входили в творческое содружество русских композиторов «Могучая кучка». Их объединила идея прогрессивного искусства, подпитываемая мечтой об «особом пути». В то время как Мусоргский впервые в музыкальной практике предложил для осмысления темы судьбы народа, Отечества, роли личности в истории, воплотив их в своих исторических музыкальных драмах. Римский-Корсаков разделял взгляды сторонников идеи о «золотом веке» русской нации с идеализацией прошлого, ориентирами на сохранение традиционной культуры. В середине XIX века становится одним из лидеров музыкального сообщества, создавая сказочные и былинные произведения.