Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва

Выставка в Москве
Основные элементы

Царицыно, до 13 октября
О выставке
«Наш музей обладает редчайшей коллекцией авторского декоративного искусства 1960–1980-х годов, наследованной нами у Музея декоративно-прикладного искусства народов СССР, — говорит генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина. — В новой музейной экспозиции мы показываем около 400 произведений из керамики, фарфора, стекла, металла и текстиля — работы талантливых художников, принадлежавших московской и ленинградской школам, работавших в центральной России, Прибалтике, Белоруссии, Украине, Армении, Грузии и Казахстане». Советское декоративное искусство в послевоенные годы находилось на особом положении. Художники-прикладники не испытывали идеологического давления и пользовались многими благами, которые предлагало государство с бесплатными мастерскими, производством и государственными заказами. В те же годы декоративное искусство впервые прямо заявило о своей автономии и равнозначности живописи, графике и скульптуре. Художники-прикладники доказывали свое право на самовыражение и эксперименты, об успехе которых свидетельствуют призы на международных выставках художественной керамики в Валлорисе (Франция) и в Фаэнце (Италия), текстильного искусства в Лозанне (Швейцария) и Лодзи (Польша), авторского ювелирного искусства в Яблонце-над-Нисой (Чехословакия). «”… На кухне вымыты тарелки. Никто не помнит ничего” — стихотворение Бориса Пастернака, которое я обожаю, написано совсем по другому поводу, но применимо и к нашей сегодняшней жизни, — объясняет куратор выставки, заместитель генерального директора музея-заповедника «Царицыно» по научной и экспозиционно-выставочной деятельности Ольга Докучаева. — За прошедшие с момента коллапса СССР тридцать лет многое растворилось, и пришло время заново обо всем рассказывать. Выставка не подразумевает системного анализа огромного пласта истории искусства. Это авторский и очень личный проект, главную задачу которого я видела в том, чтобы показать художественный предмет и помочь начать с ним коммуницировать». Выставка занимает десять залов, девять из которых посвящены «вечным темам», образам и средствам выразительности, которыми пользуются художники. Это и есть «основные элементы». В залах выставки собраны работы, посвященные природным стихиям и живой материи, дню и ночи, свету и цвету, движению и статике. В зале «Земля» много керамики, выполненной из шамотной массы, популярной среди керамистов второй половины XX века. Материал этот требовал особых условий для обжига — около 1300 градусов по Цельсию! — что стало возможным благодаря открытому для художников доступу к новейшему оборудованию. В зале «Огонь» акцент сделан на работах художников-стекольщиков. К эталонным образцам принадлежат композиции Виктора Шевченко «Метаморфозы» и «Слово о полку Игореве» — яркий пример перехода на язык метафор, очень распространенный в декоративном искусстве вьлолй половины XX века. Залы «Воздух» и «Вода» наполнены гобеленами, композициями из стекла и керамикой. В разделе «Движение» много произведений, посвященных спорту — например, гобелен «Велотур» Маллы Томберг и хрустальные призы «Штангистам» Адольфа Курилова. Зал «Живая материя» отдан работам с анималистическими и ботаническими мотивами, а раздел «Свет и цвет» — абстрактным предметам из тончайшего фарфора и цветного и бесцветного стекла.
  • Основные элементы – афиша
  • Основные элементы – афиша
  • Основные элементы – афиша
Декоративно-прикладная, Объект, Классическое искусство

Как вам выставка?

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все