Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Афиша | СБЕР — генеральный партнёр
Москва

Выставка в Санкт-Петербурге
K-Fest 2024. Лекция «Время взаймы: из истории tempo rubato»

Евангелическо-лютеранская церковь Святой Екатерины, 20 июня 2024
О выставке
Идея свободы музыкального времени – поистине краеугольный камень барочного мышления, тема, с которой, как правило, начинается разговор о музыке этого исторического периода. Несмотря на то, что сама формулировка tempo rubato получила распространение в начале XIX века, этот термин впервые появляется в 1752 году (и даже ранее, в 1723, применительно к вокальной музыке – "il rubare di tempo", "красть время"). По сути, вся барочная музыка была "музыкой неравных нот", разворачивающейся в весьма гибком ощущении времени, когда каждое соотношение двух нот реализуется индивидуально – в зависимости от риторической задачи. Распределение времени было "ключом" к огромному спектру выразительных средств – и, по сути, самой конструктивной основой барочной музыки; именно это отличает её исполнение от формально ровной в ритмическом отношении игры академистов. Система нотной записи, в сущности, никогда не была совершенным средством для воплощения той или иной идеи. Одной из существенных для барочной музыки проблем было выписать постепенное ускорение того или иного пассажа или украшения. Разные композиторы применяли здесь различные типы записи – начиная от идеи воспроизводить звуки в порядке их расположения ("нота против ноты") и заканчивая весьма туманными намёками на то, "что в какую очередь следует играть", по сути, оставляющими этот вопрос на усмотрение исполнителя. Во время лекции вы сможете увидеть на конкретных примерах, каким образом разные композиторы эпохи барокко пытались зафиксировать временную организацию музыки и её элементов, какие типы записи свойственны тем или иным национальным школам, кто и при каких обстоятельствах пытался привести ритмическое разнообразие в стройную систему. Мы будем слушать записи, разбирать примечательные исторические образцы, анализировать и сравнивать разные методы записи, а главное – думать и искать, постепенно отходя от излишне буквального восприятия нотного текста. Лектор: Андрей Коломийцев (старший преподаватель Факультета искусств (кафедра органа, клавесина и карильона) СПбГУ, органист Лютеранской церкви Святой Екатерины)
Лекции
6+

Рекомендации для вас

Рестораны рядом

Популярно сейчас

Афиша Daily
Все

Подборки Афиши
Все