Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
17 октября 2021

39 мультфильмов, которые понравятся даже тем, кто не любит мультфильмы: выбор кинокритиков

Материал подготовил: Евгений Ткачёв
Чтобы доказать, что анимация не ограничивается студиями «Дисней» и Pixar, а мультфильмы могут быть не только для детей, но и для взрослых (как, например, «Криптополис», который сейчас идет в прокате), «Афиша» попросила десять кинокритиков рассказать о картинах, которые будут особенно интересны тем, кто не сильно жалует анимационное искусство.

«Возможности диалога» (1982), «Мужские игры» (1988), «Еда» (1992), «Тьма/Свет/Тьма» (1989), «Смерть сталинизма в Богемии» (1990) и «Конспираторы удовольствий» (1996)


Антон Долин

Главный редактор журнала «Искусство кино», кинообозреватель «Медузы», ведущий на радио «Маяк»:


— Великий Ян Шванкмайер — сюрреалист со стажем, человек невероятного масштаба: писатель, мыслитель, художник и скульптор, философ, алхимик, мистификатор. Но можно ничего этого о нем не знать, а просто посмотреть его фильмы. Он работает не только с пластилином и глиной, но с нестандартными, непластичными фактурами: деревом или камнем. Однако крайне редко его мультфильмы кажутся абстрактными: обычно это внятные, доходчивые, остроумные и даже страшные притчи о человеческой природе — таковы «Возможности диалога», «Мужские игры», «Еда», «Тьма/Свет/Тьма» и «Смерть сталинизма в Богемии».

Шванкмайер не гнушается вечных сюжетов, решая их в стилистике народного театра кукол: среди его героев Дон Жуан, Фауст, Панч и Джуди. Он экранизировал Гете, Эдгара По, маркиза де Сада и Льюиса Кэрролла, делал фильмы на самые табуированные темы — от политических до сексопатологических (лучшая, пожалуй, в истории картина о мастурбации, «Конспираторы удовольствий», тоже принадлежит ему). Говоря короче, тот, кто не видел Шванкмайера, многое потерял. Отвечая на вопрос «На что это похоже?», трудно вспомнить хоть одного кинематографиста. Зато непременно придут на ум имена Лотреамона и Арчимбольдо.

 

«Желтая подводная лодка» (1968), «Атлантида: Затерянный мир» (2001) и «Иллюзионист» (2010)


Алексей Филиппов

Редактор kino-teatr.ru и сайта «Искусства кино»:


— Хотел бы рассказать про три мультфильма. Во-первых, это «Желтая подводная лодка» — завораживающий анимационный трип во вселенную ливерпульской четверки. По сюжету четыре парня из судостроительной житницы Великобритании Ливерпуля («Битлз» в роли «Битлз») оказываются вовлечены в кислотный трип по неведомой стране Пэпперлэнд, чьих хиповатых обитателей стали притеснять синие вредные создания с откляченными задницами. Детище Джорджа Даннинга, родившееся как жуткий и симпатичный трип по мотивам песни «Yellow Submarine», несет в себе все смутное обаяние кислотных 1960-х, группы The Beatles и анимации без границ. Даже если это задумывалось как сувенир в огромной лавке имени одной из самых известных групп на свете, оно оформилось в самостоятельную оду фантазии, дружбе и любви.

Во-вторых, «Атлантида: Затерянный мир» — грандиозное олдскульное приключение, нарисованное в стиле комиксов про Хеллбоя. 1914 год, молодой ученый Майло в научном мире удостоен лишь ухода за бойлером в Вашингтонском музее, а сам грезит экспедицией по розыску мифического государства Атлантида. Крайне вовремя подворачивается меценат, который готов этому начинанию поспособствовать: оказывается, дед Майло, известный путешественник, нашел карту. Вооружившись по последнему слову техники, мечтательный исследователь и почему-то орава военных направляются на поиски неизведанного. На стыке веков студия Disney позволяла себе визуальные эксперименты, и самым заметным плодом этой политики эпохи перемен (или конца света) оказалось сотрудничество с комиксистом Майком Миньолой, который известен по циклу о Хеллбое. Его влияние в «Атлантиде» проглядывает недвусмысленно как внешне, так и внутренне (старая школа мифов и Жюля Верна), но не меньшая в том заслуга, вероятно, и одного из сценаристов, Джосса Уидона («Светлячок», «Мстители», вот это все), сегодня — святого покровителя всех гиков. «Атлантида» — квинтэссенция приключенческого нарратива, верная духу приключенческих романов, но вместе с тем в чем-то самобытная и невероятно притягательная — как байки о местах, где мы не будем никогда.

В-третьих, «Иллюзионист» — оммаж Жаку Тати от режиссера «Трио из Белвилля». 1950-е, Шотландия. Немногословный (или попросту немой) фокусник путешествует по городу и оказывается в комичных ситуациях. Самая странная — девушка принимает пожилого артиста за настоящего волшебника. «Иллюзиониста» снял Сильвен Шоме, постановщик обаятельного «Трио из Бельвиля» — комедии про трех старух на велогонке, и эта его работа точно так же сочетает в себе комичность и тоску. В первую очередь «Иллюзионист» — посвящение великому комедиографу Жаку Тати, чей неэкранизированный сценарий лег в основу фильма, но также — напоминание, что для настоящей магии нужен не только навык, но и немного веры. Анимация Шомэ и фильмы Тати — из этих волшебных артефактов.

 

«Аладдин» (1992), «Король Лев» (1994), «Принцесса и лягушка» (2009), «Тайна Коко» (2017), «Случай с художником» (1962), «Поп Америка» (1981) и «Спаржа» (1979)


Алиса Таежная

Журналистка и кинокритик:


— В моем топе есть несколько классических диснеевских историй не для взрослых и детей, а для всех на свете. «Аладдин» и «Король Лев», разумеется. Все музыкальные номера Робина Уильямса (не могу пережить Уилла Смита в киноверсии, если честно), первые пять минут африканского рая саванны с водопадами и зебрами — это всегда мурашки по коже.

Последний 2D-опыт «Диснея» «Принцесса и лягушка» очень мало кто любит и знает: тем временем там есть великолепный сайдкик Крокодил, много новоорлеанского джаза, шутки про вуду-колдовство и креольские супы, а еще политическая повестка, которая считывается за несколько лет до Black Lives Matter. Мои любимые комментаторы на Youtube (я всегда читаю комментарии на YouTube) пишут: «Я лучше днями буду слушать соло Крокодила, чем поющего снеговика» — вот это ровно то, что я чувствую от большинства примеров поздней анимации Disney. За исключением «Тайны Коко» — замечательного мультфильма о крушении детских надежд.

Кому бы я ни показывала советский «Случай с художником» — пропагандистский ролик эпохи бульдозерной выставки, — почти никто не может поверить, что этот мультфильм в принципе существует. Классика холодной войны — запутавшийся художник в поисках денег начинает потчевать богачей своими версиями Поллока и Хоппера, деградирует, попадает в виртуальное сообщество вытянутых и вогнутых женщин и теряет чувство истинной гармонии и красоты. Вместо городских пейзажей — квадраты и треугольники, объявляющие охоту на художника. Тошнота, безумие, катарсис, аморальное поведение и утрата любви. Прошло 60 лет — доводы про «я так могу» пока никуда не исчезли. «Случай с художником», формально придуманный как воспитательное кино, работает как think piece вопреки парадным установкам. Как хитруковские «История одного преступления» (чеховское «Спать хочется» эпохи брежневок с жуткой слышимостью) или «Фильм, фильм, фильм», рассказывающий о том, что снимать кино — это сердечные приступы, скандалы, ссоры, бесконечные дубли и страх провала.

И есть два моих самых любимых мультфильма, найденных за годы подросткового безделия, — «Поп Америка» Ральфа Бакши и «Спаржа» Сьюзен Питт. Оба отрицают все правила удобоваримых мультфильмов. Первый рассказывает историю музыки XX века через танец линий и обтекаемых персонажей, поющих гимны XX века. Второй ныряет в мир Сальвадора Дали, Джуди Чикаго и Джорджии О’Киф, чтобы изо рта героини вываливались морские ежи, звезды, пилюли и водопад. Это самое порнографическое зрелище ever, рядом с которым «Глубокая глотка» выглядит пуританским календарем.

 

«Кошачий суп» (2001)


Ольга Касьянова

Кинокритик («Искусство кино»):


— Экспериментальный средний метр «Трава Некодзиру» Тацуо Сато, известный западному зрителю под названием «Кошачий суп», стал ходить из рук в руки среди особо не увлекающейся мультипликацией молодежи через пару лет после японского релиза. Мне ее на диске-саморезе подарил одноклассник, в многозначительном молчании, — и вскоре 34 минуты самобытно отрисованного сюрреалистического путешествия двух мимимишных кошечек в смерть и обратно впечатались в память навсегда. Упражнения в философии, физиологические ужасы, кашалот, застрявший в остекленевшей волне, когда Бог остановил время, — и все это без слов. Совершенно неважно, фанатеете ли вы от японской мультипликации или культуры, — это абсолютно универсальное высказывание.

Мангака Некодзиру, создавшая мир экзистенциального кошмара белых котиков, задолго до прихода на Запад повальной моды соединения милого и страшного показала, как это бывает, если подходить к делу всерьез. Фильм сделан в память о Некодзиру, которая погибла на пике славы наиболее японским способом (маскоты котяток, которые купила для своей промокомпании «Токио Электрик», пришлось срочно сворачивать). Хотя по книгам Некодзиру также был снят небольшой мультсериал, именно «Кошачий суп» Тацуо Сато стал культовым некрологом ее творчества: в нем есть не только сатира, абсурдизм и бескомпромиссное желание понять мир даже ценою рассудка и жизни, но и невероятно трогательное желание вернуть тех, кто все это потерял, однако остался невыразимо дорог.

 

«Властелин Колец» (1978)


Егор Москвитин

Кинокритик, преподаватель Московской школы кино:


— Ральф Бакши снял мультипликационную версию «Властелина Колец» еще в 1978 году, но до нашего дома кассета с ней добралась в 2001 году — вместе с самими книгами Толкина и первым фильмом Питера Джексона. Скажу кощунственную вещь, но Бакши справился с экранизацией лучше — потому что открыл для зрителя сразу несколько измерений фантазии. Нарисованные герои-мультяхи, живые актеры и диковинная технология фотоперекладки затевали на экране невероятную бурю мечей. В мультике редко встретишь правду, в фильме не почувствуешь себя соавтором. Подход Бакши был куда мудрее: под его дудочку кинокадры (кажется, их было меньше 24 в секунду) шелестели, как страницы книги.

 

Это ощущение магии — не волшебства, потому что волшебство предполагает нежность, а магия допускает и строгость, — с тех пор не смог повторить ни один фэнтези-фильм. Может быть, потому что сам Бакши — не романтик, а жесткий делец. К моменту съемок он уже был известен по мультфильмам для взрослых (пристойным), а в борьбе за право экранизировать Толкина переиграл таких режиссеров, как Стэнли Кубрик и Джон Бурман («Избавление»). Жаль только, что он не смог сделать из своего проекта дилогию — и теперь его эпос прерывается на полпути к Мордору. «Братство кольца» — есть, половина «Двух башен» — тоже, ну а дальше — придумайте сами (или смотрите мультфильм «Возвращение короля» Жюля Басса и Артура Рэнкина-мл. — Прим. ред.). Но мы сидели и придумывали. За это живому классику стоит сказать особое спасибо.

 

«Робин Гуд» (1973), «Кот Фриц» (1972), «Тяжелый металл» (1981) и «Отважный маленький тостер» (1987)


Александр Павлов

Киновед, автор книг «Расскажите вашим детям» и «Бесславные ублюдки, бешеные псы»:


— Советовать смотреть какую угодно анимацию (будь то аниме или проверенная временем must see классика) тем, кто ее не принимает как жанр, — все равно что делать то же самое в отношении мелодрам. То есть занятие пустое для обеих сторон. Один потом расстроится, что любимый мультфильм кому-то не понравился, другой — будет злиться, что насиловал себя, страдал, а в результате зря потерял время. Но, положим, «Унесенные ветром» надо же смотреть уважающим себя киноманам? Плеваться, закрывать глаза, жать на паузу, однако ж освоить проклятую классику необходимо. Пригодится хотя бы затем, чтобы распознавать аллюзии.

Среди анимации есть такие однозначно необходимые вещи, например, как диснеевская «Фантазия». Но я не про нее. Я просто назову несколько разных мультфильмов, которые считаю необходимыми к просмотру всем, включая и тех, кто на дух не переносит анимацию. Это диснеевская классика «Робин Гуд», а также две культовые вещи: «Кот Фриц» Ральфа Бакши и «Тяжелый металл» Джералда Поттертона. Также необходимо упомянуть «Отважный маленький тостер», актуальный до сих пор. В любом случае все это откроет некоторые границы зрителям, не заинтересованным в мультфильмах.

 

«Отвергнутые» (2000), «Такой чудесный день» (2012), «Мир будущего» (2015) и «Мир будущего. Эпизод 2: Груз чужих мыслей» (2017)

Егор Беликов

Редактор сайта «Искусства кино»:


— Тем, кто отвергает анимацию, полагая, что это кино легкомысленное, хочется порекомендовать режиссера Дона Херцфелдта. Вернее, порекомендовать — не совсем правильное слово. Вместе с этим аниматором, который все делает вручную, в одиночку и долгие годы, предлагается постичь качественно новые уровни тотальной безнадеги, беспросветной депрессии. Это совершенно не развлекательное зрелище. В стиле палка-палка-огуречик Херцфелдт работает до сих пор, еще с начала нулевых. Известен он стал после дикого мультфильма «Отвергнутые», который можно было бы назвать первым и последним образчиком поджанра антидетской анимации. По легенде, Херцфелдту заказали несколько заставок для телеканалов, а у него все получилось не в том ключе, в котором им было нужно, а как обычно.

Это пародия на коммерческие мультфильмы и одновременно самое жуткое, что тогдашний ребенок мог увидеть в принципе: дикие крики, кровь, гигантские ложки и бананы. Но затем его компетенции ушли далеко от макабрического юмора. Сначала — «Такой чудесный день», экзистенциальное путешествие генетического вырожденца от глубинной тоски к абсолютному бессмертию. Сейчас же Херцфелдт ведет по такому пути все человечество в двух эпизодах «Мира будущего» — красочного, но столь же безысходного путешествия по не такому уж далекому грядущему. Жизнь — говно, смерть — говно, будущего нет — вот в такой риторике бьется бесконечно грустный Херцфелдт, для которого анимация, кажется, единственный способ не сойти с ума. Попробуйте вместе с ним.

 

«Как приручить дракона-3» (2019), «Отец и дочь» (2000), «Девочка и дельфин» (1979), «Морщинки» (2011), «Макс и Мэри» (2009), «Персеполис» (2007), «Трио из Бельвилля» (2003), «Букашки» (20062012), «Охотники на троллей» (20162018)


Екатерина Визгалова

Заместитель главного редактора портала kino-teatr.ru:


— Не считаю себя большим экспертом в анимации, хотя стараюсь не пропускать ни Суздальский фестиваль, ни Большой фестиваль мультфильмов, который каждый год показывает победителей всех крупных мировых смотров и классные специальные программы. Вообще, не верю, что есть люди, которым неинтересна анимация, — это же чистая терапия и такое многоликое искусство, в котором каждый может найти отражение своих беспокойств, страхов, лекарство для умягчения сердца, отдых, безудержное веселье. Или через мультфильмы найти точки соприкосновения с близкими людьми, с маленькими и большими.

Мне одинаково интересны анимационные фильмы, имеющие сновиденческую природу, и те, которые принято называть «документальной анимацией». Пожалуй, самое неинтересное в мультипликации для меня — это сказки. Хотя и среди них есть классные, особенно если они лирические, как, например, последняя часть «Как приручить дракона». А вообще, я люблю поплакать на мультфильмах. У меня есть два самых-самых любимых, которые разрывают мое сердце в клочья, — это «Отец и дочь» Михаэля Дюдок де Вита (моего самого любимого автора) и «Девочка и дельфин» Розалии Борисовны Зельмы. Последний вызывает слезы, стоит мне только подумать о нем.

Мотивы взросления, старости, расставания — пожалуй, самые грустные в кино вообще и в анимации в особенности. Поэтому я с удовольствием пересматриваю испанскую картину «Морщинки», рассказывающую о дружбе стариков, оказавшихся соседями в доме престарелых. И «Макс и Мэри» — о том, как австралийская девочка-изгой переписывается с нью-йоркским мужчиной, страдающим фобиями. Люблю «Персеполис», да и вообще всю французскую анимацию любого сорта (как хороши «Трио из Бельвилля», «Эрнест и Селестина», сериал «Букашки»). Российскую авторскую анимацию тоже смотрю с интересом. Сейчас жду «Митину любовь» Светланы Филипповой, которая уже столько призов получила, но я ее еще не видела.

Что касается американских анимационных сериалов, то я не большой фанат ни «Коня БоДжека», ни «Рика и Морти», ни «Разочарования», хотя они любопытны как явление, остроумны и дьявольски точны во многих вещах. Наверное, просто эстетически мне не близки. А вот «Охотников на троллей» я смотрела с большим удовольствием и всем рекомендую потратить на них время — желательно вместе с детьми.

 

«Кошачий суп» (2001), «Улица крокодилов» (1986)


Дмитрий Карпюк

Кинообозреватель журнала «Русский репортер», редактор «Москино»:


— Сразу оговорюсь — я не являюсь большим поклонником анимации. Мой круг интересов ограничивается диснеевской «Фантазией», похождениями Роудраннера и Койота («The Road Runner Show») и бессмертными героями юности Бивисом и Баттхедом. Однако есть пара мультфильмов, которые я без тени сомнения могу порекомендовать всем и каждому. Первый — получасовое аниме «Кошачий суп» про то, как милый беленький котик пытается вернуть не менее милой и беленькой сестре-кошке украденную половину души. Это сюрреалистическая, трогательная и при этом довольно садистская сказка, где нелепый бог демонстрирует свою ловкость в цирковом балаганчике, поросята предлагают полакомиться кусками своей плоти, а швея делает кукол из частей человеческих тел. Возможно, так выглядел бы фильм Алехандро Ходоровского, если бы он снимал анимацию и был японцем.

Второй — мультфильм «Улица крокодилов» американских братьев-близнецов Куэй, навеянный рассказом польского еврея Бруно Шульца, автора великого (и тоже экранизированного) «Санатория под клепсидрой». История ожившей марионетки с обрезанными нитями, которая под музыку композитора Леха Янковски бродит по темным комнатам среди пыли и пружин, очевидно, олицетворяет бренность нашего бытия. За эти 20 минут на экране мало что происходит, но оторваться не получится, поверьте.

 

«Бесподобный мистер Фокс» (2009), «Остров собак» (2018) и «Барашек Шон» (2015)


Наталья Серебрякова

Кинокритик (Colta, «Афиша»):


— Я — именно тот человек, который уходит с фильма на фестивале после вступительных титров, когда оказывается, что он анимационный. Однако, кроме любимых всеми мультфильмов Pixar и Миядзаки, могу также кое-что посоветовать тем, кого клонит в сон от рисованных мишек Гамми.

Ну, во-первых, было бы гораздо лучше, если бы Уэс Андерсон больше не снимал фильмов с людьми-актерами. Потому что «Бесподобный мистер Фокс» и «Остров собак» — это лучшее, что он сделал для мира кино. Если не видели, первый — мультфильм, снятый по прекрасной книге Роальда Даля о том, как фермеры объединились, чтобы поймать хитрого лиса и его семейство, потрошащие все курятники в округе. Бесконечно стильный мультфильм, в котором куклы настолько изящны, насколько же и реалистичны. «Остров собак» — японизированная история о том, как всех собак в стране выселили на необитаемый остров, но подростки вместе с собаками победили тираническое государство.

Менее банальный совет — посмотрите «Барашка Шона». Это анимационный сериал студии Aardman Animations о жизни отары овец, вожаком которой является барашек по имени Шон. Интересна история рождения этого персонажа. Впервые Барашек Шон появился в короткометражном фильме Ника Парка «Стрижка «под ноль» из серии про Уоллеса и Громита. Собака-робот похищала стада овец. Одному барашку удалось убежать, и он забрел в дом к Уоллесу и Громиту. Там его случайно остригли в новом изобретении — автоматической машине для стрижки овец. После этого его назвали Шоном (на английском имя Shaun омонимично с shorn — «остриженный»).

Сейчас вышло уже пять сезонов, которые включают 150 серий, один полнометражный и один короткометражный анимационные фильмы. И да — полное отсутствие диалогов и вообще каких-то слов, кроме (простите) мычания, и тонкий британский юмор на грани фола могут заставить вас пересмотреть свое отношение к анимации. Кроме того, стадо баранов там напоминает понятно кого.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все