Москва
6.5

Фильм
Межсезонье

Россия, 2021Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Подростковая криминальная драма по мотивам дела псковских школьников

На вечеринке школьников (9-й класс, 15 лет) Саша (Женя Виноградова) увидела Даню (Игорь Иванов) и захотела с ним переспать, но подоспевшие родители Саши (Жанна Пугачева и Константин Гацалов) не дали этому случиться. Тогда школьники как будто с цепи сорвались: Даня украл у гиперопекающей его матери (Ольга Саханова) сережки, чтобы подарить их Саше, а Саша подговорила Даню сбежать из дома, чтобы устроить бунт против системы. Их мародерство (не повезло магазину шуб и плакатам на спортивном стадионе) увенчалось арестом, но даже это не остановило трудных подростков, которые на машине отчима Саши (к слову, полицейского) удрали из Екатеринбурга вместе с его табельным пистолетом и вещдоком: автоматом и сумкой, полной денег. «Межсезонье» — вторая режиссерская работа Александра Ханта — автора нашумевшего инди-хита «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов». Но если «Витька Чеснок» был про гопника-миллениала, выяснявшего отношения с отцом-гангстером, то «Межсезонье» про российских зумеров, которые в отличие от своих сверстников из «Эйфории», «Сексуального просвещения» и «Ривердэйла», не прорабатывают травмы, а наносят их — причем чем дальше, тем больше их бунт перерастает в лютый беспредел.

  • Межсезонье – афиша
  • Межсезонье – афиша
  • Межсезонье – афиша
  • Межсезонье – афиша
  • Межсезонье – афиша
Приключение, Драма, Криминальный
18+
Александр Хант
23 июня 2022
1 час 48 минут
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Александра Ханта

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

8
Егор Москвитин
32 отзыва, 32 оценки, рейтинг 500
29 января 2022
Самый радикальный российский фильм года

Свердловская область, наши дни, большой и безвкусный коттедж, больше похожий на крепость, чем дом. Внутри веселятся старшеклассники — пьяные, полураздетые и радующиеся музыке, которую взрослые наверняка бы назвали бесовской. В шумной толпе встречаются взглядами двое, тихий Даня и решительная Саша. Уединяются и пробуют заняться сексом — впервые в жизни. Но врываются Сашина мама (в джинсах со стразами) и отчим (с корочкой следователя) и все портят. Впереди у каждого из подростков — унижение, домашний арест, крики в десять раз громче, чем в «Нелюбви» и отчаянный побег. 15-летние люди объявят о своей независимости, а судьба предложит им все соблазны и испытания разом: мелкий вандализм, бродяжничество, рыночное воровство, встречу с гопником, встречу с уголовником, попадание в полицию, попадание в автокатастрофу — а дальше больше.

Фильм частично основан на трагедии, случившейся ровно пять лет назад в Псковской области: в ноябре 2016 года старшеклассники Катерина Власова и Денис Муравьев сбежали из семей, добыли охотничье ружье, обстреляли полицейских и покончили с собой. Одноклассники наблюдали за этой историей в прямом эфире — через модный тогда Periscope. Сейчас все видеоролики Кати и Дениса заблокированы, а от темы подростковых суицидов Россию отвлекли школьные шутинги. И никто не понимает, как говорить о двух страшных проблемах, не романтизируя преступления и не признавая, что раскол между поколениями у нас страшнее и глубже, чем во многих странах. Российский фильм о подростковых группах смерти «#Хочувигру», показанный на главном в мире фестивале жанрового кино Fantasia, все еще не добрался до отечественного проката: его будут перемонтировать по совету общественных организаций.

Выйдет ли в таких обстоятельствах «Межсезонье», уже взявшее призы в Варшаве и Таллине, тоже большой вопрос. Потому что это оглушительно откровенный фильм. Бетонные «Трудные подростки» на его фоне кажутся солнечным «Половым воспитанием». А «Все умрут, а я останусь» — ну, чем‑нибудь вроде «Джуно».

При этом сгущать краски не хочется: в «Межсезонье» насилия и грязи гораздо меньше, чем в среднем российском фильме, отправившемся покорять западные фестивали. Причина, почему эта картина так пугает, заключается в другом. «Межсезонью» удается обнажить систему отношений, в которой претензии детей к взрослым — это больше чем переходный возраст и подростковый бунт. Старшее поколение в этой истории не может научить младшее ничему, кроме выживания, — поэтому и протест против него выражается в нежелании жить, в отрицании ценности «лишь бы все были живы-здоровы».

В поворотной сцене фильма герои видят баннер с лицом то ли депутата, то ли мэра и лозунгом «Жить по совести». Подростки берут в руки баллончики с аэрозолью и саркастично добавляют: «Не получилось». Конфликт поколений — лейтмотив почти всех современных сериалов и львиной доли коммерческих фильмов. Прокатчики и стриминги делают ставку на молодежь, а той, как принято думать, нравится верить в свой исключительный путь и нравственное превосходство.

В сериале «Политик» юные демократы борются с лицемерными стариками за право формулировать будущее. В «Домой засветло» маленькая журналистка будет искать правду, даже если это погубит ее отца. В «Темных началах» девочка-крестоносец похожа на Грету Тунберг. В «Половом воспитании» подростки терпеливо просят взрослых уважать их границы и учиться, а не только учить. В «Эйфории» дети расплачиваются за ошибки родителей, а в «Академии „Амбрелла“» и вовсе чувствуют себя сиротами, на плечи которых легла ответственность за целый мир.

Претензии подростков к взрослым в современном западном кинематографе хорошо систематизированы. Это список, составленный сообща юношеским максимализмом одних и неловким чувством вины других; отчаянной жаждой самоопределения с одной стороны — и не менее отчаянным непониманием с другой.

Взрослых принято упрекать за конформизм, трусость, мещанство, невежество, безответственность перед будущим и природой, проецирование своих амбиций и страхов на детей, предательство идеалов. При этом каждый из конфликтов — если не в реальности, то как минимум в фильмах и сериалах — кажется разрешимым. У детей есть выбор: превратиться в своих родителей или все-таки жить иначе. Не победить все зло на свете, но хотя бы оказаться к идеальному миру на шаг ближе, чем мамы и папы.

Ужас «Межсезонья» в том, что в его системе координат выбор совершенно иной: между жизнью и смертью. В иностранных фильмах и сериалах подростки, как правило, наследуют испорченный взрослыми мир: даже в тинейджерских антиутопиях герои понимают, что инициатива перешла к ним. В «Межсезонье» у персонажей нет никакого права наследования — не говоря уже о праве голоса. А мир взрослых они видят как failing state, где отчим с корочкой может упрятать твоего парня в тюрьму, а мама, вместо того чтобы поговорить и услышать, идет на прием к гадалке.

В отличие от условных прототипов сюжета, герои «Межсезонья» не транслируют свое путешествие в сеть, а мобильный телефон выбрасывают в начале побега. Фильм, на первый взгляд, романтизирует их бунт: нам не показывают, выстрелил ли Даня в собаку (реальный Денис стрелял — и не в одну), а харизматичная бунтарка Саша до поры до времени кажется чуть ли не Тайлером Дерденом в голове у робкого одноклассника. Она вдохновляет его быть смелее, свободнее и сильнее — но совершает все самые радикальные поступки именно Даня. При этом «Межсезонье» устроено так, что в аргумент «все еще не поздно исправить» здесь не верят не только напуганные дети, но и зрители. Потому что ничего уже и правда не исправить.

Из‑за болезненной темы о «Межсезонье» хочется писать в первую очередь как о публицистическом высказывании, а уже потом как о художественном кино, и это, конечно, несправедливо. Если остыть (а к этой рецензии не удавалось подступиться больше недели), то в фильме обнаружатся и достоинства, и недостатки. Первых больше. Это поразительная органичность актеров Игоря Иванова и Жени Виноградовой. Первому 18 лет, а второй 24 года, но в их превращение в детей веришь так же, как верил вполне взрослым звездам «Конца ***го мира». А еще это очень быстрое насыщение истории деталями, из‑за которого к финалу условных героев воспринимаешь как живых людей, с которыми вместе проделал долгий путь. Огня добавляет постоянное повышение ставок в сюжете и точное понимание законов жанра фильма-погони. Причем эти строгие законы совсем не помеха свободному авторскому высказыванию: в каком‑то смысле «Межсезонье» — это «Майор» про подростков. А еще в фильме есть музыкальный стиль и достоверность речи — кажется, Александр Хант и правда знает, что слушают и как говорят молодые.

Но главное достоинство — вкрапление в повествование исповедей настоящих подростков (в начале фильма) и короткий эпизод в формате синема-верите (в середине) и грозный марш нового поколения (в самом конце). Синема-верите выглядит так: герои подходят к взрослым на улице и спрашивают, зачем те вообще живут. Вразумительных ответов не поступает.

Единственный, но очень серьезный недостаток фильма, впрочем, связан как раз с этим — с карикатурным изображением мира взрослых. Актеры старшего поколения или переигрывают, или пребывают в растерянности: все они вынуждены фальшивить, словно плохо настроенные инструменты. Разговор между отцами и детьми получается односторонним, и в итоге звучит только половина правды. После фильма кажется, что выхода нет — и пока неизвестно, как на эту новость отреагируют зрители помоложе тех, кто смотрел его на фестивалях. Если это и межсезонье, то дальше — зима.

6
1

Отзывы

10
Пользователь Афиши №5058809
8 отзывов, 9 оценок, рейтинг 7
26 июня 2022
Фильм однозначно нужно смотреть всем. Без пива и чипсов. Серьезное кино про детей, которые выросли.

В фильме #межсезонье есть диалог про как бы ты хотел прожить жизнь – и ответ: так, чтобы в конце мне было все равно. И это не в смысле безразличия, равнодушия и пустоты и точно не в смысле исполненных планов и реализаций. История почти про настоящую жизнь. Почти про настоящих (детей) людей. Настоящие уходили с интернетом и онлайн-трансляцией. Немножко шутера и бравады. Помню, что очень хотел узнать, что происходило внутри, за кадром, в жизни этих псковских ребят до и во время их побега. Потому что они точно не были бонни и клайд. Там деньги не участвовали ни в чем. А внутренняя революция, точнее, ее попытка, была. И отчасти удалась. Она и в кино удалась, хотя был предсказуем финал. Он, к сожалению, предсказуем и в рамках одного – любого – человека, и в границах целой страны. России или ссср вообще. Очень хорошо снято, не налажали ни единым кадром. И спасибо а.ханту, и ребятам, которые были очень живыми до конца. И потом тоже. Можем что-то изменить в жизни или нет, не так и важно. Важнее – пытались ли. Хотя бы попробовали ли.

6
1
10
Амир Гайфуллин
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 2
7 июля 2022

Перед началом просмотра были опасения, что Александр Хант не вытянет

Но режиссер не разочаровал, а закрепил статус одного из самых ярких режиссеров современной России

Смело идти на просмотр!

2
0
10
Пользователь Афиши №5254120
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 1
6 июля 2022
Фильм стоящий, всем смотреть.

Дже если это не войдёт в списких фильмов изменивших кинематограф, всё равно ставлю 10 из 10.
Фильм очень равномерный, нет провисания по динамике и сюжету, смотрится легко, актёры живые. Местами это фильм "манифест", местами немного Тарантиновщина, местами Балабановщина, но всё оченьо органично.
Если кому-то чего-то не хватило, это скорее всего вкусовщина, на мой взгляд фильм обсолютно цельный, искусство это никогда больше нечего добавить, это когда нечего отсечь.
Фильм не про конфликт поколений, а про то что дети это тоже люди, а не заготовки под человека.
Жму руку авторам, все кто не смотрел приятного просмотра.

1
0
10
Alek Sey
164 отзыва, 574 оценки, рейтинг 319
2 июля 2022
Смотреть всем, особенно родителям

Огонь
Отцы и дети (а так же матери)
Ромео и Джульетта
Брат
Сёстры
нашего времени

2
1
7
Serge Schwander
245 отзывов, 283 оценки, рейтинг 831
1 июля 2022
2 блин не комом

Искренний фильм, с любовью к подросткам. О том, к чему приводит отсутствие понимания, и конфликт между родителями и детьми.
Сцена влюбленности, с мурашками пробежит по вашей коже. Новый фильм Александра Ханта - другой, это уже не «Витька Чеснок». Хотя дыхание режиссера то же (ровное), и он создал свой отличительный почерк. Не похожий на других. Местами как "королевство полной Луны":
- ты веришь в жизнь после смерти ?
- а я хочу прожить так чтобы все равно, есть жизнь после смерти или нет.
А вы сами-то, довольны ли своей жизнью ?!

P.S. Родители ! Не трогайте первую любовь !

2
1

Подборки Афиши
Все