Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Санкт-Петербург
4.9

Театр в Санкт-Петербурге
Театр пластической драмы «Человек» им. Нелли Дугар-Жабон

О месте

Как вам театр?

Рецензия Афиши

?
Жанна Зарецкая
441 отзыв, 142 оценки, рейтинг 498
14 февраля 2007

Понятие «пластический театр» в России — чистая фикция. Ибо во второй половине XX века у нас было только два курса пластических артистов. На первом в Ленинграде в конце 70-х училась Нелли Дугар-Жабон. Второй, бурятский, она выпустила сама — на родине, в Улан-Удэ, незадолго до смерти. Этот курс в 1993 году стал театром «ЧелоВЕК»; руководит им Игорь Григурко, который выучился у Нелли и вместе с ней преподавал. Три года назад он перевез своих артистов в Омск, а теперь вот в Петербург — репетировать в ДК Дзержинского и выступать в Мюзик-холле.

Впервые «ЧелоВЕК» явился в Петербург (тогда еще с гастролями, а не на ПМЖ) минувшей осенью. В «Песнях дождя» коренастые люди с раскосыми и жадными очами и гуттаперчевыми телами устраивали спарринги на вертикально свисающих лоскутах и на планшете, с шестами и без, вызывая в памяти драки из «Героя» с Джетом Ли. Притом уловить момент, где заканчивается смертельная борьба и начинается яростная страсть (или наоборот), из зала было нельзя. Одной такой этнической постановки труппе хватило бы, чтобы безбедно жить европейскими гастролями лет пять. Но «ЧелоВЕК» выбрал участь репертуарного театра; в его афише семь спектаклей, совершенно друг на друга не похожих. Вот, скажем, «Анаморфозы шута» заставляют вовсе забыть, что перед нами азиаты: на сцене клубок тел — единая текучая масса, которая в несколько секунд превращается из гигантского цветка в диван-губы или еще что-нибудь из Сальвадора Дали; пусть это евростандарт, но весьма изобретательный. Зато в «Берегине» — спектакле о женских языческих обрядах — за славянскими холщовыми платьями обнаруживаются все те же раскосые бестии с приземистыми фигурами и кошачьей пластикой; тоскуя по ушедшему на войну любимому, они лупят воздух своими длинными косами, и свист раздается, как от плетей.

Григурко говорит, что в авторских актерских тренингах Нелли Дугар-Жабон соединила европейскую пантомиму, японские и китайские практики и бурятскую боевую традицию, восходящую к искусству «Черных всадников» — ударного отряда Чингисхана. Проверить это вряд ли возможно. Но в том, что артисты владеют полезными японскими приемами, нет сомнений. «Если человек на сцене просто примет позу, при которой затылок будто бы подвешен к потолку, а копчик смотрит в пол, — иными словами, превратится в энергетический столб, — от этого актера будет глаз не оторвать. Но стоит ему, как мы говорим, выпустить энергию через анус, то есть потерять вертикаль, — как он сразу станет неинтересен».

3
0

Отзывы

9
Иван Кузнецов
11 отзывов, 10 оценок, рейтинг 5
17 апреля 2009

Каждая постановка театра ЧелоВЕК для меня событие. Стоит посетить любую из их постановок только для того, чтобы понять, какого сидеть чуть больше часа не отводя взгляд и не делая лишнего вздоха. Я не знаю как это у них получается, но сцена медленно и мягко закрадывается вам в голову и не выходит еще несколько часов после спектакля. И если входят в зал все с разными лицами, усталыми и горестными, отдохнувшими и счастливыми, молодыми и пожилыми, то уходят с сияющими, а это именно то, что на мой взгляд и должно делать искусство.

Поражает степень подготовки, у них не бывает проходных постановок, к каждой готовятся как к самой лучшей, самой главной, оттачивают до мелочей каждое движение, вносят массу ньюансов которых трудно заметить при первом просмотре. Музыка, костюмы, свет на совершенно потрясающем уровне мастерства, на том, когда они не заметны, но без них ничего бы не получилось.

Если подводить итог, то это лучшее, что я видел на сцене.

0
0

Подборки Афиши
Все