Одной из визитных карточек российской культуры до сих пор остается балет, а главным балетным театром считается Большой в Москве. Однако так было не всегда. До революции 1917 года главные события в мире отечественного музыкального театра обычно происходили в столице Российской империи, Санкт-Петербурге. Свой Большой театр, к слову, в Петербурге тоже был. Но в 1860 году архитектор Альберто Кавос построил напротив него новое отдельное здание. Именно этот театр и был назван Мариинским — в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II. А петербургский Большой со временем перестроили в консерваторию. Знаковые события из истории Мариинки можно перечислять очень долго. Верди специально по заказу театра написал «Силу судьбы», а Чайковский — «Пиковую даму». На сцене Мариинского театра танцевала Анна Павлова, а в балетных классах учила Агриппина Ваганова. В советское время здесь ломались копья вокруг сочинений Дмитрия Шостаковича и Сергея Прокофьева. Отсюда бежал за границу Михаил Барышников. И так далее и так далее. С 1996 года театром бессменно руководит дирижер Валерий Гергиев. При нем в Мариинке начинали карьеру многие большие звезды новейшего российского музыкального театра — Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков, Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева.
Репертуар Мариинского театра впечатляюще разнообразен. В нем можно увидеть практически все знаменитые балеты XIX века: «Жизель», «Спящую красавицу», «Щелкунчика», «Лебединое озеро». Или услышать едва ли не весь канонический оперный репертуар: Моцарта, Верди, Пуччини, Бизе, Вагнера, Чайковского. С XX веком, правда, в театре сложнее, но здесь охотно ставят балеты и оперы Игоря Стравинского, Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева. Однако угадать, из каких спектаклей будет составлена афиша Мариинского театра в этом месяце, практически невозможно. Поэтому лучше регулярно проверять репертуар на сайте Мариинского театра или странице театра на «Афише» и отслеживать интересное. Еще важно помнить, что балет или опера могут идти в Мариинском в нескольких версиях. Например, в театре есть два «Щелкунчика». Один спектакль, более конвенциональный, оформленный советским сценографом Симоном Вирсаладзе в середине 1950-х, показывают на исторической сцене. Второй — авторскую версию петербургского художника Михаила Шемякина — можно увидеть в Мариинском-2.
Узнать расписание спектаклей и купить билеты в Мариинский театр вы можете на сайте «Афиши». Здесь же можно почитать отзывы театральных критиков и реальных зрителей, посмотреть фотографии спектаклей и узнать больше об авторах постановок, а также найти адрес и время работы театра.
+7 (812) 326 41 41 |
Санкт-Петербург, Театральная пл., 1 |
mariinsky.ru |
пн-вс 11.00–19.00 |
Откроется завтра в 11.00 |
Главная точка на театральной карте города. Крещенная в честь императрицы Марии Александровны, Мариинка всегда оставалась парадным и самым западным (в смысле — художественно передовым) театром России. Так было до 1917 года: когда хореограф Мариус Петипа возводил «Спящую красавицу» Чайковского, на сцену ломились зарубежные гастролеры, а в царской ложе сидел, натурально, царь. То же происходит и сейчас: Валерий Гергиев впервые в послереволюционной истории России ставит циклопическую тетралогию Вагнера «Кольцо нибелунга» и «Тристана», выводя Мариинку в высшую оперную лигу; новое здание для театра придумывают на конкурсной основе международные архитектурные знаменитости (победил проект Доминика Перро), сочинять эксклюзив в Петербург едут главные западные хореографы, в ложе сидит президент РФ.
В Мариинке дают оперу и балет экстра-класса. Меццо-сопрано Ольга Бородина и другие звезды гергиевского призыва регулярно возвращаются со своих международных орбит, приезжает тенор Пласидо Доминго, несколько раз в году можно услышать сопрано Анну Нетребко, которая делает головокружительную карьеру в Европе и Америке. Протяжные арабески балерины Ульяны Лопаткиной стали обязательной для причащения городской достопримечательностью. Мариинский оркестр — лучший в городе и один из лучших в мире. Оперы здесь интереснее слушать, чем смотреть. По-настоящему театрально хороши лишь то же «Кольцо» в сценографии Георгия Цыпина и спектакли Дмитрия Чернякова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Жизнь за царя», «Тристан и Изольда». Главные балетные хиты — богатейшая «Спящая красавица» по образцу 1890 года и киберпанковские балеты Уильяма Форсайта. Непременно нужно сходить в Мариинку в июне: на фестивале «Звезды белых ночей» Гергиев собственноручно дирижирует пять-семь раз в неделю, а кроме того, ему удается привезти в город самых именитых дирижеров и солистов.