Документальный |
16+ |
Любовь Аркус |
3 сентября 2012 |
11 октября 2012 |
1 час 50 минут |
anton-film.ru |
Если вы следите за текстами о кино на русском языке, то наверняка давно узнали, что главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус забросила все дела и снимает фильм про мальчика-аутиста, а к сегодняшнему дню прочитали уже полдюжины статей о фильме и привыкли все сказанное в них делить на десять, потому что все они про то, как хороший человек помогает несчастному ребенку, и, конечно же, такой фильм нельзя не поддержать. Примерно так же гости благотворительного бала Натальи Водяновой поддерживают ее начинания — не потому, что их на самом деле волнуют больные дети, а потому, что Наталья хорошая и цель у нее в высшей степени благородная. В результате, зная все об этом фильме заранее, вы оказываетесь совершенно к нему не готовы.
Это не похоже на документальное кино в «откровенно-полароидной» стилистике, заданной фестивалем «Кинотеатр.doc»: камера Алишера Хамидходжаева не трясется, как на ухабах, пытаясь угнаться за ощущением «реальности». В этом совсем не чувствуется самодовольства, свойственного гостям благотворительного бала, — учитывая то, до какой степени перевернулась реальная жизнь авторов от встречи с мальчиком Антоном, нужно было предпринять особые усилия, чтобы максимально вывести свои поступки за кадр, как можно пристальнее смотреть на героев — а не самим выглядеть героями. Это вообще не про благотворительность — которая по определению дело добровольное, а в этой истории есть что-то роковое, предзаданное, неумолимое — в каком-то смысле это все равно как снять документальный фильм про то, как автору на голову падает кирпич (и каково с этим дальше жить). И самое главное — этот фильм не будит жалость к «людям с ограниченными способностями», это не сеанс сопереживания несчастным: несчастье случилось со всеми, все — с ограниченными способностями, всех жалко.
Режиссер ставит своих героев — или же судьба ставит режиссера — в предельную ситуацию: в твоей жизни появляется человек, который живет, буквально — пока его любят, и буквально перестает существовать, когда оказывается никому не нужен, ад для него действительно более реален, чем Московский метрополитен, удержать его на этой стороне бытия может только обычная человеческая любовь, и не чья-то — а только твоя, больше некому. В конечном счете это фильм о том, что в такой ситуации находится каждый. Антон — он и вправду рядом, это тот, кто с тобой, это и сам ты; это то самое «воробьиное, кромешное, пронзительное, хищное», последний неуничтожимый человеческий остаток, способный двигать горы, но засыхающий, если его не замечают.
Это фильм, от которого ждешь пусть болезненного и неприятного, но изображения реальности, а получаешь рентгеновский снимок, откровенную фотографию самой сути вещей. И все это сделано не для того, чтоб тебе стало жалко мальчика, а потому, что мальчик судит тебя самым Страшным судом, который, конечно же, более реален, чем Московский метрополитен.
Невероятный фильм. Запечатление того, как лечит Л(л)юбовь, имя режиссера очень символично.
Невероятно, что это документальный фильм, а сюжет в нем насыщен до предела. Невероятно, как камера раз за разом, снимая обычные будни, в результате дарит историю чуда на фоне трагедии. Невероятно как много дают произнесенные глубокие фразы и что порою даже больше - уставшие глаза, слезы или улыбки героев. Или контраст улыбки и этих грустных глаз, как с отцом и сыном в метро.
Если бы было возможно взять текст, я бы составила эту рецензию из цитат, их там очень много.
И, конечно, Антон. Фильм пронизан этой мыслью, которую Любовь Аркус выразила после показа: у них нет защиты, у них все по-честному. Да мы же все аутисты, мы тоже не можем жить без любви, любви родителей, детей, возлюбленных, друзей, только мы это скрываем или принимаем за должное, живя условностями, проблемами, опытом. "Люди терпят", да. А они нет, у них нет ничего между их чувством и тем, к кому оно обращено. Антон закрывается одеялом в начале, когда для него пришедшие - чужие люди. А мы не хотим этого иногда? Антон просто подходит и обнимает, когда любит, с улыбкой счастья. И через секунду обнимает снова. А когда обнимаем мы,иногда даже самых близких людей? При встрече, прощании и на день рождения. Ну и, конечно, его преображение. Улыбки. Первые настоящие слезы.
Благотворительный показ завершился ответами на вопросы от режиссера и Дуни Смирновой, активно задействованной в дела фонда. Они говорили об этих детях и взрослых как матери, как будто они их дети, защищали их, хвалили. Невероятно.
Фильм дрянной, вредный и лживый. Автор хорошо, если заблуждается искренне, в чем не особенно уверен. Сейчас объясню почему.
Была такая передача на ещё старом НТВ: журналист под камеру приезжает к бабушке, которая не может ходить и у неё единственная отрада- телевизор, и она написала на тв с просьбой помочь купить телевизор, который сломался, и вот журналист с зарплатой в червонец тысяч долларов и тратящий в сушибаре как раз как за бабушкин тв, приезжает к ней под камеру, и предлагает зрителям скинуться, добавляя, что и съемочная группа тоже добавит.
Или идущая по зомбоящику до сих пор передача, где журналюга одевает клетчатую рубашечку в стиле доренки и ходит по магазинам и определяет какая колбаса, из тех, что едят телезрители, но никак ни он, хуже, а какая тоже дрянь, но типа чуть получше.
Всё это называется Имитация.
Итак, о фильме. Показывают парня, вроде бы аутика, но не уверен, не врач, возможно есть еще элементы умственной отсталости. В любом случае, это не милые персонажи фильмов "Человек дождя", "Восход меркурия" или "Мутанты", которые почти такие же как мы, но замкнуты внутри себя. Парня, сразу скажу, жалко. Но жалко и его мать, и отца. Жалко ли парню его родителей, в первую очередь, маму - не ясно, по крайней мере, в фильме этого не видно. Парень ленивый, агрессивный к другим и к себе. Когда его пытаются приучать месить тесто, он не хочет, работать тоже не хочет, хотя ест с аппетитом- румянец во все щеки.
Человек ли он в полном смысле слова? Или хотя бы в смысле добрых чувств, любви к кому-либо? Непонятно и сомнительно. Если помните персонажа у Фолкнера в "Поселке", кажется Айк, так там не просто аутик, а самый настоящий ненормальный, но он трогательно любит корову, заботится о ней, спасает из огня- один самых замечательных персонажей романа, так он в смысле человеческих чувств больше человек, чем Антон, который любит тетрис, писать буквы на стенах, лежать и метаться как зверь из угла в угол.
И автор таскает его то в интернат, то в лагерь, где его боятся и пациенты, в конце концов, покупает его отцу домик с землей, после чего тот забирает сына, которого оставил вместе со смертельно больной женой еще в детстве. Мило!
После просмотра у Гордона зрители массово начинают отправлять смс-ки в фонд Антона. Занавес!
Но! Обращаю внимание, что Антона в зале нет. Интересно почему? Может быть потому, что зрители бы увидели, что человеком он так и не стал? И многие сторонники режиссера и фильма просто побоялись бы сесть рядом?
При этом! Подчеркиваю, в это самое время в детдомах, интернатах, домах престарелых находятся сотни тысяч детей, стариков, который, в отличие от Антона, точно люди во всех смыслах этого слова, и они, в отличие от него, понимают, что не нужны никому: ни обществу, ни государству, ни родным, ни этому геройскому режиссеру!
Т.е. поймите правильно: понимает ли Антон своё ущербное состояние -неизвестно, при обсуждении даже было сказано, что скорее всего нет, т.е. он не страдает, что не может сходить в театр, музей, стадион. А эти сотни тысяч такие же как и мы, но без ног, рук, парализованные, или просто ещё дети, или дряхлые старики, но они точно страдают от своего униженного состояния!
Выйдите на улицы и оглянитесь: много вы увидите этих несчастных людей, за исключением тех, что собирают деньги цыганской мафии? Их как бы нет вообще! Как нет и условий для их существования в нашем обычном мире: пандусов, специальных туалетов, входов в общественный транспорт.
Но внимание в фильме сосредотачивается на бедном Антоне, находится абсолютно искусственное решение проблемы через всучивание его отцу с его новой семьей через покупку дома с участком. А дальше то что? Ведь Антон вырастет, а старики станут немощны и не смогут его обслуживать, а ему к тому же возможно уже нужно решать проблемы секса... Как он будет жить, без специальности, без навыков? И не встретите ли вы его однажды вечером на улице с молотком в руках, и не захочет ли он из любопытства посмотреть содержание вашей головы, чтобы потом, макая палец, писать вашей кровью буквы на стене?
Т.е. полная имитация проблемы, её решения. Зато все счастливы, отправили смс-кой 100 рублей и преисполнились гордости. Только бы случайно Антон не оказался рядом, ведь это действительно страшно.
Но в домах скорби так и будут находиться люди, которых просто не показали по тв, и потому у них нет никакой надежды!
Хотите посмотреть действительно честный и талантливый фильм на эту тему, есть гораздо лучший вариант: "Человек-слон" Дэвида Линча. Там действительно трагедия человека, который по мыслям и чувствам настоящий человек, но заключен в тюрьму ужасного тела.
Честный, мощный, красивый фильм о любви.
Аркус не пытается разжалобить, пожалеть или возвеличить. Она честно рассказывает о себе, о ранней смерти отца, о своем ощущении покинутости и неумении переживать разлуку. Об острой чувствительности к людям и потребности в любви. Она рассказывает о себе через историю Антона. О том, как она, как мы научились бежать, научились терпеть, научились жить без любви, научились не смотреть друг другу в глаза, научились чувствовать себя виноватыми. Она рассказывает о любви. О той любви, которая есть деятельное желание участвовать в жизни другого человека, помогать ему справляться с этой жизнью во всех ее проявлениях, вместе радоваться, вместе плакать. О той любви, которая есть внезапное желание обнять, прижать к себе, окутать своим теплом другого человека, почувствовать его своей кожей, всем своим существом разделить его чувства.
Когда фильм закончился, когда появились титры и появился свет, зал не шевельнулся. Зал приглушенно всхлипывал. Потому что весь фильм улыбаешься от радости и плачешь от сочувствия, и невозможно закрыться от этой чистой и сильной любви.
Здравствуйте! Это больше чем фильм! Это жизнь-душа-сердце-любовь! О том, как животворяще любовь для того, на кого она направлена, и тому - кто её дарит. Слёзы наворачивались... Создателем фильма - низкий поклон за поступок и спасибо за фильм!
Посмотрел............как фильм - эмоция, фильм - раскаяние за своё благополучие, в конце-концов, фильм - претензия.....нормуль...симпотный образ, крепкая история...пронзительно....
Как профи....слабо...очень....в районе "дома дураков" Кончаловского, но явно не Кен Кизи с Элджерноном и гнезда кукушки...
В целом - смотрибельно)