Москва

Фильм
Грех

Il peccato, Россия, Италия, 2019Смотреть в
Реклама
Описание Афиши
Описание прокатчика
Байопик про художника Микеланджело Буонарроти

Новый фильм Андрея Кончаловского посвящен жизни великого скульптора и художника Микеланджело Буонарроти (Альберто Тестоне). По словам режиссера, он «хотел передать не только сущность фигуры Микеланджело, но и запахи, цвета и колорит той эпохи, такой полной вдохновения и красоты и в то же время кровавой и жестокой». В центре сюжета — несколько лет из жизни Микеланджело, которые связаны с одними из его самых значимых работ, включая роспись свода Сикстинской капеллы, а также создание надгробия для папы Юлия II, установленного в церкви Сан-Пьетро-ин-Винколи.

  • Грех – афиша
  • Грех – афиша
  • Грех – афиша
  • Грех – афиша
  • Грех – афиша
Биография, Исторический, Драма
16+
Андрей Кончаловский
27 октября 2019
14 ноября 2019
2 часа 14 минут
konchalovsky.ru
Реклама
Смотрите дома онлайн
Кино за 1 ₽ в онлайн-кинотеатре Okko
Смотреть в

Другие фильмы Андрея Кончаловского

Участники

Читайте также

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

Как вам фильм?

Рецензия Афиши

6
Денис Виленкин
39 отзывов, 75 оценок, рейтинг 128
15 ноября 2019

Гора с плеч

Начало XVI века. События фильма развиваются будто бы сразу после финала «Мук и радостей» Кэрола Рида, картины эпохи высокого Голливуда в духе «Лоуренса Аравийского». У Рида папа римский Юлий II многозначительно растворяется перед Микеланджело, который только завершил мучительный заказ по росписи Сикстинской капеллы. У Кончаловского грязный человек в обносках разгуливает по пыльной итальянской земле. Микеланджело Буонарроти (Альберто Тестоне) встречает смерть Юлия у папской постели и погружается в два новых проекта, не успев осмыслить произошедшее. Противоборствующие семейства делла Ровере и Медичи поручают скульптору два сложных дела: гробницу папы Юлия и фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции. Микеланджело нужен мрамор, много мрамора.

Буонарроти по Кончаловскому предстает практически знаменитым Моисеем с рогами рук самого Микеланджело. Это мужчина неопределимо средних лет, с бородой и, вопреки его внутренним божественным мотивам, с дьявольским началом. Потерянный путник, идущий на свет миссии, погрязший во грехе эпохи Возрождения, сильно напоминающей Средневековье. На головы из окон выливают помои, люди сношаются в укромных уголках величаво прекрасных архитектурных строений, культура, кажется, не шагнула никуда за пределами красот, сотворимых человеком, среди которых шедевры Микеланджело. Одно из главных противоречий для скульптора — как соизмерить красоту, если вокруг мрак. А его визуальный облик и есть возможная интерпретация возрастающего внутри Микеланджело сомнения.

У Кэрола Рида в облаках Микеланджело заметил Бога, у Кончаловского Буонарроти не видит ничего. В этом, конечно, и кроется смысл истинной веры блаженного безумца, который сам, может быть, Бог, и это в то же время поднимает вопрос о вере. Что если скульптор был атеистом — как минимум агностиком, — а потому мучился, создавая шедевры: он не чувствовал поддержки в своей вере, не был уверен в том, что его штрихи и удары по камню верны. Более того, Микеланджело у Кончаловского абсолютно бесполый. При внешней грузности и мужественности, его не влечет человек в физическом смысле. Что если его гермафродитизм и позволял ему столь точно и беспристрастно одинаково вожделеть естественно мужчин и женщин в своих творениях?

Скульптор добирается до гигантского, белоснежного, неземной красоты куска мрамора, который все называют монстром из‑за его размеров (изначально фильм тоже назвался «Монстр»). Рабочие устанавливают специальную систему для его спуска со скал. Человек гибнет под камнем. Два с лишним часа Кончаловский задается расхожими вопросами о безоружности и безобразности человека перед искусством. Грех ли, что люди погибают за искусство? Монстр ли тогда создатель, скульптор? А если Микеланджело ведом высшими силами, как Моисей, то почему Бог позволяет существовать прекрасному такой ценой?

Микеланджело встречает в замке безобразную носатую старуху, как с портрета Питера Брейгеля-старшего, которая провожает его в комнату, где жил кумир скульптора, Данте Алигьери, как и он сам, страдавший вопросами чистого и уродливого.

Микеланджело, словно Джеп Гамбарделла у Соррентино, живет мимолетными вспышками красоты. Он подходит к молодой паре во время секса и берет девушку за руку, изучая изгибы ее кисти, чтобы воплотить в мраморе; сидит на грязной площади, отвлекаясь на играющего котенка. Первое получается у Кончаловского здорово, без второго можно было бы обойтись и найти более точный образ. В поисках высокого стиля Андрей Сергеевич аккуратно подводит Микеланджело к роли Христа, создавая вокруг скульптора важный ритуальный ореол его отношений с учениками. При этом окутывает Микеланджело насущными земными страхами эгоистичного гения — к примеру, сновидческой фобией быть отравленным.

Фильм напрочь лишен провокативности, которую часто упоминали в числе причин, по которым фильм не попал на Венецианский фестиваль. Скорее всего, настоящая причина более прозаичная. Заигрывая с монументальной фактурой, Кончаловский, к сожалению, не выбирается из статуарного BBC-формата, несмотря на очевидные отсылки к Пазолини и стандартный для фильмов прошлого века формат 4:3, делающий кадр квадратным. В картине есть обворожительное камео Юлии Высоцкой, которая стоит у окна с ребенком на руках, как дама с горностаем с полотна Да Винчи. Есть и Мадонна с младенцем, в массовке, где‑то вскользь. Но главного, междустрочного, все же не хватает.

Режиссер в «Грехе» в самом деле немного монструозен в распоряжении 800-миллионным бюджетом картины — фильм мог быть тоньше, объемнее и богаче. Как заметил министр Мединский, это пример настоящей русско-итальянской копродукции. Не соврал, «Монстра» нельзя обозвать сборным монстром Франкенштейна. Он складен, последователен, следует сценарию и точен в биографических деталях. В этом, однако, и его мирская слабость. Пожалуй, Кончаловскому следовало бы на съемках по-хорошему сойти с ума в творческом смысле, как это случилось с Деннисом Хоппером в работе над «Последним фильмом». Действительно сложно прикоснуться к божественному, уверенно стоя на земле на своих двоих.

12
4

Отзывы

1
Анна
189 отзывов, 357 оценок, рейтинг 115
17 ноября 2019

Показалось очень скучно, нудно и однообразно. При всей моей любви к творчеству Кончаловского...
Смысла названия «Грех», к сожалению, так до сих пор и не поняла...

10
0
1
Пользователь Афиши №4070183
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 10
16 ноября 2019

Так себе фильм. Сумбурный набор мало связанных сцен. Сюжета как такового нет. Из маэстро сделали дельца, приворовывающего деньги клиентов.

10
0
9
Елена Ковалевская
7 отзывов, 7 оценок, рейтинг 17
18 ноября 2019
Художникам -обязательно смотреть.

Друзья...фильм прекрасный и правдивый.Он про судьбу ГЕНИЯ на земле. А.Кончаловскому браво.
А вы что думали? Художники с чистой шеей, все в белом, сидят оттопырив пальчик, и ждут когда их золотом начнут посыпать? Труд монументалиста - это пот, грязь и кровавые сопли от переутомления.Это постоянная погоня за заказчиком, потому что на краски для картинок денег много не надо. А вот на глыбу мрамора нужны миллионы, как тогда,так и сейчас. И очень часто полученный аванс уже давно закончился, а заказчик шлёт тебя лесом,или вообще преставился, как те девять римских пап, на которых работал Миеланджело.. Богатые влиятельные люди знают слова лести, но не знают благодарности, поэтому художник почти всегда оказывается в роли попрошайки на грани нищеты.Физические мытарства под потолком калечат тело, и делают душу чёрствой..И всё это в фильме великолепно показано. Кто хочет лучше понять состояние Микеланджело во время росписи Сикстинской капеллы, почитайте стихи самого Буонарроти. Там он описывает, что сделалось с его телом во время росписи потолка Систины. Позвоночник в трусы ссыпался, говоря современным языком. Так вот про грех. Читаю тут отзывы...ну, в общем,многие не поняли... Художника терзало много страстей.На это указывал Вазари в своих жизнеописаниях великих живописцев и скульпторов. Помимо гнева,гордыни и некоей доли стяжательства (если можно назвать так выбивание денег на прокорм офигевших родственников),которые действительно были присущи Микеланджело, главный грех - это бунт. Художнику было тесно в религии, он ставил своё искусство выше любви к себе, любви к ближнему, любви к Богу. Кусок мрамора был его кумиром,его вызовом Богу,его идолом.Но,иначе он не был бы гением. И зря пишут что конец непонятен,что дескать,херувимов он не увидел там в небе...зато он отдал дань божественному, став основным архитектором Собора Святого Петра в Риме.И завершающие кадры фильма, где он идёт с макетом собора,как раз про это,про дорогу к Богу.

8
2
6
Князь Процент
329 отзывов, 349 оценок, рейтинг 1591
16 февраля 2021

Фильм про Микеланджело, обреченный прослыть репликой «Андрею Рублеву» из-за соавтора обоих сценариев. Не байопик, на что намекает и название, заодно отмежевываясь от титула второй части диптиха. Спустя полвека удалось высказаться о сочетаемости гения и греха без сжигания коровы.

5
0
9
Пользователь Афиши №4071474
2 отзыва, 4 оценки, рейтинг 5
17 ноября 2019

...сходил на «Il Peccato» Андрея Кончаловского @andrei_konchalovsky. Я намеренно назвал фильм по-итальянски (оригинальное название), так как peccato означает не только грех в теологическом значении слова, но и ошибку, вину, а также может выражать сожаление о совершенном или несовершенном поступке: E un peccato che non sia potuto venire – Жаль, что он не смог прийти. Не знаю вкладывал ли Андрей Сергеевич в итальянское название эти смыслы, но в фильме помимо греховности протагониста (кто не грешен?), есть и ошибки Микеланджело и, особенно, его сожаление не только об ошибках, но и о несовершенстве жизни и мира вокруг героя в целом. Микеланджело словно говорит в фильме: e un peccato che la vita sia cosi sporca, infelice, ingiusta… (Как жаль, что жизнь так грязна, несчастна, несправедлива…) Почитайте 66 сонет Шекспира. Кстати, одним из литературных образцов сонетов Шекспира были сонеты Микеланджело! Но я немного отвлекся.
Начну ab ovo. Вчера, после небольшой вечерней пробежки, мне захотелось немного развлечься. Тренировка в бассейне отменилась, поэтому с чистой совестью я заглянул в Афишу. Как раз в Иллюзионе шел «Грех», и как раз по-итальянски, но с русскими субтитрами. Последнее обстоятельство только укрепило мое желание. Душ, легкий перекус и я готов! Успел заскочить (пригодился бег) в уходящий автобус и через 4 остановки я был в Иллюзионе @illuzioncinema. Очень приятный кинотеатр с великолепным (театральным) холлом, с буфетом (тоже театральным), столиками для чая или кофепития. Но самое главное – в холле стоит рояль. В тот вечер на рояле играли! Еще одно приятное обстоятельство – в зал не пускают с едой, а уж тем более с попкорном! Зал был полон!
Не хочу пересказывать сюжет – несколько лет из жизни Маэстро. Расскажу лишь о своих впечатлениях. Прежде всего операторская работа – выше всяких похвал! Картина погрузила меня в атмосферу Италии: Рима, Флоренции, Каррарских рудников, и, конечно, знаменитых тосканских холмов! Я просто наслаждался картинкой. Еще сильнее захотелось снова поехать в Италию. В какой угодно город! Затем – итальянская речь! Я просто наслаждался живыми разговорами. В фильме Пьетро (ученик Микеланджело) декламирует стихи Пьетро Аретино (итальянский вариант Баркова), но в субтитрах все заменили эвфемизмами: штырь и так далее. Даже каррарские каменотесы покраснели от этих сонетов! Ну а теперь о главном – представить гения на экране невыразимо трудно! Ведь художник выражает себя в работе, а в жизни может быть совершенно заурядным человеком! В фильме Микеланджело уже признанный всеми гений, его называют божественным. Все преклоняются перед его талантом, даже соперники художники – Рафаэль, к примеру. Но сам Буонарроти в своей повседневной жизни далек от божественной безмятежности. Он грязен, нелюдим, сварлив, жаден… Окружающие его не понимают. Отец и братья живут за его счет и это раздражает его. Сильные мира сего: сначала семейство Делла Ровере, потом Медичи используют его почти, как раба. Он боится быть отравленным соперниками художниками и скульпторами. Его идеи воруют. И даже ученики в конце предают Микеланджело. В этом Аду Маэстро творит и создает божественные работы! Но в конце фильма Микеланджело осознает, что и его работы, как бы прекрасны и возвышены они не были, вызывают в зрителях лишь наслаждения плотского свойства, в то время как он хотел бы взывать к чистоте и к небу!

Кто же авторитет для Микеланджело? Как Данте и Петрарка искали утешения в римских классиках, так Микеланджело обращается к Данте. Божественная комедия – любимая книга Маэстро. Он знает наизусть весь Ад! Как это понятно! Ведь ад и окружает художника! Я в своих занятиях итальянским с поэтом Алексеем Бердниковым заглянул и в Чистилище, и в Рай. На мой взгляд вторая и третья кантика Божественной Комедии, если и слабее с точки зрения страстей и театральных зарисовок по сравнению с Адом, то с точки зрения поэтического слова они куда выше первой кантики. Но самое главное, что Чистилище, а особенно Рай уводят читателя от страстей и греха в созерцание Божественных сущностей. Trasumanare – преодоление человеческого в пользу божественного. Но Гуманизм выбрал другой путь… Кто знает, как бы развивалась история Европы, если бы гении Возрождения обратились бы к Раю, а не к Аду, к Невинности и Чистоте, а не к Греху и Страстям.

6
1

Подборки Афиши
Все