В 2023 году «мышиная студия» отмечала столетний юбилей. Серьезная дата, поэтому к ней «Дисней» подошел во всеоружии и напичкал свой 61-й полнометражный мультфильм большим количеством пасхалок, отсылок, подмигиваний другим своим великим анимационным картинам. Однако на их фоне «Заветное желание» не просто смотрится бледно, а даже больше — никчемно. Его главная проблема — алгоритмический сценарий. Собственно, это ключевая проблема всех последних диснеевских работ (не только анимационных, но и лайв-экшен-ремейков). Сценарий «Желания» выглядит так, словно нейросеть собрала попурри из всего наследия «Диснея», но при этом забыла вдохнуть в сюжет жизнь, а истории придать нерв.
Наивно, впрочем, полагать, что позапрошлый диснеевский хит «Энканто» был сильно лучше — на самом деле он тоже был не огонь. Просто там была латиноамериканская репрезентация, которую американские критики подняли на щит, деликатно обойдя все спорные моменты картины стороной. А в «Желании» нет ничего такого, за что можно было бы спрятаться, отсюда худший рейтинг (только 50% одобрительных рецензий) у диснеевского мультфильма на Rotten Tomatoes со временем «Цыпленка Цыпы» (2005).
Уже сама завязка ленты вызывает оторопь. В королевстве Розас, расположенном на Пиренейском полуострове, правит как бы мудрый король Магнифико, которому жители отдают свои желания в надежде на то, что он когда-нибудь их да исполнит. При этом везет только избранным, а как только человек отдает свое желание, он сразу забывает, о чем оно было, и становится несчастным. 17-летняя идеалистка Аша надеется, что в этот раз повезет ее 100-летнему дедушке Сабино, ведь он, как никто другой, заслужил награду благодаря своему долготерпению. Однако, когда милость короля в очередной раз обходит Сабино стороной, Аша решает попросить Магнифико об этом лично во время собеседования на должность подмастерья. Снова получив отказ, отчаявшаяся девушка молит о помощи звезды. И вот одна из них спускается на Землю и начинает налево и направо творить волшебство: в частности, она дарует способность говорить козлику Аши Валентино. Объединившись со звездой, девушка выступает против Магнифико, который чем дальше, тем больше превращается в настоящего диктатора.
В «Желании» выбешивает уже сам сеттинг. Государство, строящееся по принципу лохотрона, не самое приятное место на свете, а нам предлагают нырнуть в него с головой и смириться с тем, что люди настолько глупы, что готовы отдать свои мечты крайне сомнительному типу. Во всем этом, конечно, можно увидеть крайне актуальную аллегорию автократического режима, который готов делиться с людьми лишь минимальными благами (король исполняет только те желания, которые, по его мнению, идут на пользу государству, а по факту, которые лично выгодны ему). Однако тяжело сопереживать людям, которые добровольно положились на милость лотереи. К тому же «Дисней» продолжает мыслить популистскими, клишированными архетипами. Разумеется, главным злодеем окажется белый мужчина в белом пальто (в оригинале Магнифико с нескрываемым дьявольским удовольствием озвучивает Крис Пайн), а противостоит ему цветная девушка, борющаяся не только за свои, но и чужие права.
Но проблема в том, что король — так себе злодей. Это не Урсула и не Джафар, а слетевший с катушек маг, возомнивший себя диктатором. Однако полутора часов недостаточно, чтобы показать его переход на темную сторону Силы (тому же Джорджу Лукасу, чтобы продемонстрировать падение Дарта Вейдера, понадобилась целая трилогия). «Нет злодея — нет героя», — верно заметила политолог Екатерина Шульман* касательно «Энканто», в котором в роли диктаторши выступала глава семейства Мадригаль бабушка Альба. В «Энканто» вообще как будто не было настоящих злодеев, а лучшее, как часто бывало в советском соцреализме, боролось с хорошим, а в конце мультфильм призывал понять, простить и обнять бабулю. Магнифико — более инфернальный персонаж, но и он на самом деле небезнадежен, поэтому перед героями стоит задача не победить, а перевоспитать злодея.
Перевоспитание вообще важная часть дидактической программы «Диснея», который все чаще встает на мультикультурные котурны, чтобы пасти народы. Однако в этой ситуации страшно не хочется уподобляться козлику Рудольфо, который вроде бы получил право голоса, но не играет решающей роли в сюжете, а служит лишь декоративным элементом, как и другие милые зверушки. Как и няшная звезда, которая просто заточена на то, чтобы повысить продажи диснеевских игрушек. Понятно, что «мышиная студия» все еще остается крупным игроком на рынке анимации: не каждая компания умеет снимать настолько красивые мультфильмы (визуально «Желание», сочетающее компьютерную графику и акварельную анимацию, выглядит восхитительно). Однако за внешней стороной все чаще скрывается тривиальное, а то и вовсе состряпанное на скорую руку содержание. Как и дедушка Сабино, «Дисней» заслуживал другой подарок на свое столетие.
* Екатерина Шульман признана Минюстом РФ иностранным агентом.