Выставки современного искусства в Москве: картины Салахова, эксперименты с нейросетью и VR

29 ноября 2021
Размышления европейских авторов о глобальных проблемах, работы Анатолия Зверева и Таира Салахова, современная графика, эксперименты с искусственным интеллектом, кинетическое искусство и VR-проекты победителей международных фестивалей — «Афиша» собрала московские выставки современного искусства (со второй половины XX века до наших дней) на любой вкус. Напоминаем, что сейчас для посещения музеев необходим QR-код.
  • Современное европейское искусство за последние 30 лет о глобальных проблемах

    Международный выставочный проект уже экспонировали в Берлине, теперь привезли в Москву, а потом отправят в Париж. Его главный посыл — показать, как важно сохранять единство Европы во времена нестабильности. 90 современных художников из 34 стран рассуждают в своих работах о вопросах, волнующих общество — пандемии, климатических катастрофах, неравенстве, демократии, спорах и конфликтах между государствами и многом другом. Например, в экспозицию вошли стилизованные под глянец фотографии о домашнем насилии и инсталляция «Созвездие» — кровать с нависающим над ней камнем напоминает о самоизоляции, когда люди не чувствовали себя безопасно даже в собственном доме. Пожалуй, самые острые темы освещают английские художники Гилберт и Джордж: на четырех больших плакатах они с помощью слоганов, символов и бытовых предметов высмеивают брэкзит, коррупцию и национализм. Также здесь можно получить паспорт гражданина Антарктики — территории, не принадлежащей ни одному из государств. Пройтись по желтому коридору, где все цвета становятся серыми, и примерить цифровую одежду. А еще написать, что для тебя значит демократия, и забрать одного из солдатиков из инсталляции Фернандо Санчеса Кастильо. Экспозиция получилась поистине масштабная — нужно быть внимательным, чтобы не пропустить залы на втором и первом этажах и заглянуть в каждую комнату с видеоартом.

  • Рисунки Фабриса Ибера, Кики Смит, Павла Пепперштейна и других современных художников со всего мира

    Свой талант коллекционера Даниэль Герлен перенял от деда — парфюмера Жака Герлена, который обладал одним из крупнейших собраний работ импрессионистов. Со своей супругой Флоранс он сформировал эталонную коллекцию современного искусства, а в 2012 передал ее Центру Помпиду. На выставке представлено более 200 произведений графики из этого собрания. Например, здесь можно увидеть работы француза Фабриса Ибера (получившего «Золотого льва» на Венецианской биеннале 1997 года) и американки Кики Смит (одной из самых известных фигур феминистского искусства), рисунки российских авторов Павла Пепперштейна и Александра Пономарева, а также Кристиана Болтански, Жерара Гаруста, Джузеппе Пеноне и Сильвии Бэхли. Получилась такая палитра главных мастеров графики со всего мира второй трети ХХ — начала XXI столетия.

  • Эволюция современного искусства от живописи, скульптур и инсталляций до диджитал-арта и NFT

    В западном крыле Новой Третьяковки покажут и материальное искусство, и кибер-арт: то есть живопись, графику, скульптуру, инсталляции, диджитал- и видеоарт и NFT. Например, в экспозицию вошли неопсихологические портреты Ксении Флейшер, симбиоз материального и VR-искусства Александра Елисеева, фотографические исследования человеческого тела Татьяны Михиной, скульптуры из металлолома Дениса Куликова и инсталляция «Одиночество» Ларисы Преображенской. Эти и другие работы помогут проследить, как стилистически, тематически и функционально арт-объекты видоизменяются с течением времени. Также выставка проанонсирует проекты, запланированные на 2022 год: премию «Золотой Антип», выставку картин «Стремена Кремля» и фестиваль Modern Art World Fest. Одним словом, ее лейтмотивом станет тема адвента — времени, когда многие подводят итоги прошлого и ставят цели на будущий год.

  • Ранние абстракции, пейзажи и портреты художника «второго русского авангарда»

    Анатолий Зверев — один из самых известных художников неофициального советского искусства конца XX столетия. В этом году ему исполнилось бы 90 лет. К юбилею художника в галерее «Веллум» показывают его ранние абстракции, пейзажи и портреты. В 1950-е годы Зверев познакомился с коллекционером Георгием Костаки, который восхищался русским авангардом и собирал картины Любови Поповой, Василия Кандинского, Казимира Малевича (впоследствии эта коллекция легла в основу экспозиции Новой Третьяковки). Под влиянием Костаки Зверев стал вольно цитировать эти картины, из-за чего и получил прозвище художника второго русского авангарда.

  • Инсталляции и перформансы о взаимосвязи природы и искусственного интеллекта

    Laboratoria Art&Science Foundation — первый в России некоммерческий исследовательский центр, который изучает взаимодействие современного искусства, науки и технологий. На выставке представлены 12 произведений художников из разных стран о том, как похожи процессы в природе и структурах нейросетей. В электрохимическом алгоритмическом перформансе «Естественная история сетей/SoftMachine» Ральф Беккер манипулирует жидким металлом галинстаном через подключенные электроды — так он имитирует процесс обучения и природных экосистем, и машин. А в основе интерактивной аудиовизуальной инсталляции «Пещера» Терезы Шуберт находится биореактор с настоящими водорослями. Если посветить фонариком, они начнут шевелится, а эти движения будут превращаться в аудиовизуальный поток. Так художник показывает, что цифровое и природное сегодня сливается все больше, а человек оставляет в этой системе шумы и помехи. Еще несколько работ посвящены загрязнению воздуха. Например, из проекта Cloud Studies можно узнать о восьми исследованиях токсичных облаков, которые проводили с помощью искусственного интеллекта, гидродинамики и 3D-моделирования.

  • Одиннадцать картин основателя «сурового стиля»

    Художника Таира Салахова, который в этом году ушел из жизни, считают основателем «сурового стиля». В своих картинах он изображал будничную жизнь своих современников, их проблемы и переживания. Ко дню рождения художника (29 ноября ему исполнилось бы 93 года) в Новой Третьяковке показывают 11 картин автора: натюрморты, пейзажи, многофигурные композиции и портреты. На них Салахов изображает натуру довольно условно и зашифровывает метафоры. Например, натюрморт «Гладиолусы» 1959 года стал символом оттепели и надежды на обновление жизни общества. В экспозицию вошел и знаменитый портрет младшей дочери художника «Айдан» — это изображение девочки в белом пальто на белой лошадке сильно повлияло на развитие детского портрета второй половины ХХ века.

  • Интерактивные истории об успехе и любви и проект, снятый в космосе

    Центр современного искусства М’АРС стал одной из площадок Первого московского международного VR-фестиваля. Он объединил виртуальные проекты авторов из разных стран, участников Венецианского и Каннского кинофестивалей, победителей «Эмми» и других конкурсов. Например, здесь можно увидеть историю любви двух кукол в Сан-Пауло 40-х и посмотреть интерактивный анимационный проект о двух девушках, которые создали панк-группу в Нью-Йорке 70-х. Также в М’АРСе показывают работу «Space Explorers: The ISS Experience», для которой космонавты Международной космической станции отсняли более 200 часов материала о жизни за пределами Земли. Другие проекты фестиваля — триллеры, документалки и медитативные истории — можно посмотреть в парке виртуальных развлечений «ARena Space» и Музее кино.

  • Кинетические арт-объекты в диалоге с современной литературой

    Выставка галереи «Царская башня» в Казанском вокзале посвящена модному сейчас направлению современного искусства — кинетизму. В своих работах художники-кинеты создают эффект движения с помощью механики, мультимедиа и электроники, то есть соединяют науку и искусство. Эта экспозиция продолжает серию проектов о кинетическом искусстве, которые прошли при участии галереи «Триумф» в Новой Третьяковке и Манеже. В ней участвуют почти те же российские художники, а кураторкой выступает Алиса Прохорова, которая была ассистентом главного куратора на предыдущих выставках. Однако у «Пересекая пространство» есть важное отличие — кинетическое искусство здесь объединяют с еще одной сферой — современной литературой. Например, поэзия Натальи Азаровой перекликается с пятиметровой спиралью Вячеслава Колейчука, а работы Василия Щетинина, Романа Сакина и Максима Ксуты дополняют тексты Геннадия Айги. Такой подход помогает лучше исследовать взаимосвязь пространства и времени и побуждает посетителей придумывать новые интерпретации.

  • Переосмысление экспозиции Музея Вадима Сидура от российской художницы

    Совместная выставка Музея Вадима Сидура и ММОМА посвящена многолетнему исследованию художницы Анны Титовой. На основе личного архива художника-нонконформиста Вадима Сидура она переосмыслила обновленную постоянную экспозицию в его музее и представила свой вариант — с инсталляциями, скульптурами и видео. Символом проекта стал анимированный мальчик Гопи — персонаж, которого Сидур придумал для иллюстраций к сказке индийского писателя Васамурти «Удивительное путешествие озорника»: по сюжету, он уменьшился до размера муравья и научился состраданию, отваге и заботе о ближних. Также в экспозицию вошли реконструкции утраченных работ скульптура.

  • Работы 11 современных финских художников об устройстве языковых систем

    На выставке в ММОМА представлены работы 11 финских художников о природе языков. Кураторка Маргарита Осепян собрала их в исследовательской поездке в Финляндию. Каждый язык (национальный, художественный или компьютерный), по ее мнению, представляет систему культурных кодов и знаков и формирует свою реальность, понятную не всем. Экспозиция поделена на четыре блока, связанных с основными столпами языка: смысл, власть, восприятие и свидетельствование. Так, работы Нуутти Коскинена «Спящий Сатурн» и Яни Рушица «Смена сцен в шести движениях» посвящены неверным толкованиям из-за культурных различий. А в рисунках Маркуса Луиро и инсталляции Ханны Марно «Живой бездействующий» субъект, не знающий нужного языка, утрачивает свою идентичность или вовсе начинает восприниматься как неодушевленный предмет. Экспозицию сопровождают пояснения самих художников, а также субъективные путевые заметки кураторки. Ее интерпретации часто не совпадают с посылом авторов — это еще раз указывает на то, что восприятие языков для разных людей неодинаково и зависит от многих факторов.

Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
Два города — миллион впечатлений! Самые интересные события Москвы и Петербурга
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13
неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
13 неочевидных мультфильмов студии «Дисней», которые тоже неплохо было бы превратить в игровое кино
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10
недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
10 недооцененных мультфильмов Disney, которые стоит посмотреть вместе с детьми
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года
Самые ожидаемые российские сериалы 2022 года