Выставки осени в Петербурге: Дали, муранское стекло и скульптуры из будущего

15 октября 2021
Осенняя программа в петербургских музеях обширная и разноформатная. В «Эрмитаж» наконец привезли венецианский проект «Glasstress», в Музей Фаберже — картины Дали, а в «Эрарту» — скульптуры из будущего. Еще в северной столице отмечают 200-летие Достоевского и рассказывают детективные истории о древнеегипетских мумиях и итальянских пейзажах.
  • Необычное муранское стекло от главных художников современности

    Проект «Glasstress» стал частью Венецианской биеннале больше десяти лет назад и уже объехал полмира, но до России добрался только этой осенью. На муранское стекло по-новому можно взглянуть на масштабной выставке в Главном штабе Эрмитажа. Три этажа и две анфилады заняли работы 51 современного художника из разных стран, среди которых Илья и Эмилия Кабаковы, Ян Фабр, братья Чепмены и Ай Вэйвэй. Они изучили стеклодувное искусство на венецианском острове Мурано и попытались вдохнуть в эту старинную технологию новые смыслы. На выставке представлены миниатюрные скульптуры, многометровые люстры, масштабные инсталляции из тончайшего стекла и даже видеоарт, посвященный новому творческому методу. Работы отражают актуальную мировую повестку, исторические события и личные переживания художников.

  • Картины из личного собрания известного сюрреалиста

    Работы испанского сюрреалиста Сальвадора Дали снова в России: в Музее Фаберже можно увидеть картины из личного собрания художника, хранящиеся в Театре-музее Дали в Фигерасе. На них изображена русская жена Дали — Гала (урожденная Елена Дьяконова). Она была главной музой художника и представала на его полотнах в самых разных обличиях: от спартанской царицы Леды до Градивы, распадающейся на сферы. Заглавная картина «Атомная Леда», которую художник считал своим первым подлинным шедевром, не единственный важный объект выставки. Из Испании наконец привезли «Галарину» — этот портрет Галы ни разу не покидал стен Театра-музея Дали в Фигерасе после смерти художника. Кроме того, куратор выставки Монсе Агер предлагает взглянуть на Галу не только как на спутницу известного художника, но и как на самостоятельную личность — писательницу и интеллектуалку, которая умела распознавать и вдохновлять гениев (среди них также были поэт Поль Элюар и художник Макс Эрнст), поставила все на Дали и не прогадала.

  • Соцсети, гамбургеры, телесаги и другие современные феномены в стиле античных скульптур

    Итальянский дуэт The Bounty Killart (Гуальтьеро Якопо Маркьоретто и Диониджи Бьолатти), известный своими ироничными скульптурами на злободневные темы, впервые представляет их в России. Вокруг экспозиции создана легенда: в будущем, в 3115 году, археологи раскопали храм 2020-х годов и обнаружили в нем скульптуры из гипса, синтетической смолы, бронзы и искусственной керамики. Они позволяют узнать все о повседневной жизни, стремлениях и проблемах людей того времени. Блуждая по руинам этого храма в выставочном пространстве в «Эрарте», можно взглянуть на современность глазами человека XXXII века.

    The Bounty Killart использует стилистику античных скульптур и переплетают канонические образы и сюжеты (Нарцисса, Венеру, Геракла, Тайную вечерю) с феноменами XXI века: знакомством в тиндере, зависимостью от одобрения общества в инстаграме, телесагами, гамбургерами и перепотреблением. Например, скульптура «Игра престолов» отсылает к известному сериалу и показывает, как лежащая Венера, с гамбургером в руке, не может оторваться от просмотра. А главная скульптура храма — восьмиметровое изваяние «Гигантомахия» (над поверженным титаном Зевс взлетает на воздушных шариках из лиц с радужным ершиком в руках) демонстрирует и невсесильность человечества, и тренд на толерантность. После выставки эта работа войдет в коллекцию музея «Эрарта».

  • Пейзажи Сорренто наконец обрели автора

    Граф Павел Строганов — правнук знаменитого политика, мецената и владельца дворца, где проходит выставка, Александра Строганова — много путешествовал с родителями по Италии в 1839–1841 годах, делал карандашные зарисовки и писал акварельные этюды. Особенно его привлекали морские виды солнечного Сорренто и его окрестностей. Эти пейзажи обнаружили в Строгановском дворце еще в 1925 году, однако установить имя автора, благодаря новым технологиям атрибуции, удалось только в 2019 году. На выставке Русский музей в мультимедийном формате расскажет, как проходило это исследование, и впервые покажет 60 рисунков Строганова из своего собрания.

  • Творчество великого автора через призму художников и скульпторов

    К 200-летию со дня рождения Федора Достоевского Русский музей подготовил выставку картин и скульптур, вдохновленных личностью и творчеством писателя. В экспозиции представлены его классические и абстрактные портреты, циклы иллюстраций к произведениям, а также эскизы костюмов и декораций (работы Александра Бенуа и Кузьмы Петрова-Водкина) к спектаклям, поставленным в первой трети ХХ века по мотивам его работ. Любопытно, что экспозиция разместилась в залах Михайловского замка: в 1840-е годы здесь находилось Инженерное училище, студентом которого был Достоевский.

  • Безмятежность и гармония на полотнах Шишкина, Куинджи и Брюллова

    Ректор петербургской Академии художеств и постоянный куратор «Манежа» Семен Михайловский предлагает оставить в стороне драматичные картины и современную суету. Главная тема выставки — безмятежность и гармония, которые прослеживаются в искусстве XIX века, несмотря на все исторические потрясения того времени. Экспозиция объединит произведения семидесяти русских художников, среди которых Орест Кипренский, Карл Брюллов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Михаил Нестеров и Виктор Борисов-Мусатов, из тридцати российских и зарубежных музеев. Тихие домашние радости, путешествия в Италию и умиротворенную русскую природу на их полотнах дополнит музыка Антона Батагова, написанная специально для этого проекта. А взглянуть на картины в новом свете поможет оформление Агнии Стерлиговой, которая уже не в первый раз сотрудничает с Манежем.

  • Тотальные инсталляции из половых тряпок и ковров о трансмутациях

    Двухактный проект современного российского художника и скульптура Хаима Сокола начинается в галерее Anna Nova и продолжается в старинных интерьерах особняка Лопухиных-Нарышкиных, где располагается культурное пространство «Третье место». Художник исследует трансмутации и пограничные состояния между человеческим и животным, женским и мужским, одушевленным и неодушевленным, домашним и жутким, прошлым и настоящим. Это метафоричные превращения, за которыми, по мнению Сокола, человек прячется, чтобы противостоять страху и историческим травмам в эпоху мировых катаклизмов. Поэтому его картины, скульптуры, видео и тотальные инсталляции из половых тряпок, ковров и матрасов, представленные на выставке, напоминают театральные декорации, в которых ткани становятся знаменами, а ковры — волшебным лесом.

  • Женская древнеегипетская мумия оказалась мужской

    Выставка разворачивается вокруг чуть ли не детективной истории, которая произошла в Эрмитаже: долгое время одна древнеегипетская мумия из собрания музея значилась как мумия женщины по имени Бабат. Ее два саркофага позволяли утверждать, что она жила в Фивах в 620–580 годах до нашей эры и была певицей в храме Амона-Ра. Однако в 2017 году специалисты петербургской Клинической больницы №122 имени Соколова провели компьютерно-томографическое исследование и обнаружили, что в многочисленные пелены завернуто древнее тело мужчины 35–40 лет. Скорее всего, это жрец того же храма Па-кеш, живший в Фивах в 712–656 годах до нашей эры. В экспозиции, помимо самой мумии, саркафагов и других древнеегипетских артефактов, можно увидеть фотографии, созданные во время исследования, а также узнать, почему произошла такая ошибка.

Где лечить похмелье
Где лечить похмелье
1 декабря 2021
Лучшие греческие рестораны
Лучшие греческие рестораны
1 декабря 2021
Лучшие бары Москвы
Лучшие бары Москвы
1 декабря 2021
Лучшие вегетарианские места
Лучшие вегетарианские места
1 декабря 2021