Это своего рода «режиссерская», то есть расширенная версия нашумевшего проекта, что прошел в 2022 году в московском Манеже. Ее показывают в родном для легенды рока Санкт-Петербурге на 3000 кв.м «Севкабель Порта», делая акцент на том, как контекст этого города и времени повлиял на творчество Цоя. Это хроника рождения легенды, кино, которое при его жизни так и не было снято. Как актер Виктор Цой свел в одну систему координат Джеймса Дина и Брюса Ли, в музыке соединил стилистику и звучание звезд «новой волны» и «Ленинградского рок-клуба», а в живописи стал преемником уличного искусства Кита Харинга и Жана-Мишеля Баскии и новатором среди андеграундных ленинградских художников 80-х. Зрители увидят уникальную сценографию (например, инсталляцию с запахом кочегарки и съемочную площадку неснятой «Цитадели смерти»), гитары, костюмы, картины и видеозаписи из семейного архива и, разумеется, услышат любимые песни Цоя. И все это в сопровождении аудиоспектакля в наушниках, в подготовке которого участвовала «Афиша».
Для русской живописи XIX века он все равно, что Пушкин для золотого века литературы. К юбилею Карла Брюллова в Михайловском замке собрали порядка 160 его картин и еще более 200 (новаторских для своего времени) акварелей и набросков. Это работы не только из Русского музея, но и из Эрмитажа, Третьяковки, Пушкинского и других собраний. В их числе и знаменитое полотно «Последний день Помпеи», которое для выставки заметно отреставрировали. При этом экспозиция демонстрирует, что «великий Карл» отнюдь не был мастером одной картины, а создал множество портретов, жанровых полотен, исторических и религиозных композиций.
Известный итальянский художник Андреа Пинки создал собственную интерпретацию сюжета «Божественной комедии» Данте, которую можно увидеть на новой выставке в музее «Эрарта». Его работы также иллюстрируют три этапа путешествия поэта в загробный мир: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Но в его прочтении художественные традиции XIV века — сусальное золото и синий кобальт, яркие красные и живые зеленые оттенки, характерные для художников Сиенской школы, в сочетании с бумагой, кожей и старинными тканями — выглядят неожиданно современно. Для пущего эффекта в экспозиции звучат фрагменты стихов Данте и вибрации органной музыки.
На территории бывшего варочного цеха «Степан Разин», где сохранились цистерны для производства пивных напитков, открылось новое арт-пространство. Здесь медиахудожники смогут создать проекты, не ограниченные одной плоскостью, а также будут проходить музыкальные мероприятия, иммерсивные шоу, концерты и аудиовизуальные перформансы. Премьерная тотальная инсталляция от команды dreamlaser занимает все пространство — 1000 квадратных метров, и посвящена стремлению узнать будущее. Центральным элементом является железобетонное перекрытие между двумя уровнями выставочного зала, символизирующее непреодолимую преграду, которая отделяет нас от будущих событий.
Этот проект — уникальная возможность посмотреть, какими рисовальщиками были ведущие российские и советские художники XX века, соединяющие изобразительные традиции с новыми пластическими поисками. Здесь собрали хрупкую (и потому редко экспонируемую) графику Михаила Врубеля, Кузьмы Петрова-Водкина, Казимира Малевича, Николая Суетина, Олега Кудряшова, Кирилла Мамонова, Евгения Добровинского и многих других. Всего 149 экспонатов, среди которых не только рисунки карандашом, тушью и углем, но и работы, представляющие линию и штрих в неожиданных материалах.
В MYTH Gallery открылась персоналка Никиты Селезнева, где представлены новые работы художника, созданные после его переезда в Нью-Йорк. В своем характерном стиле художник создал «тотальную инсталляцию» — микромир, заключенный в выставочном пространстве, посвященный тому, какие оттенки смыслов приобретает слово «норма» в контексте мира на грани катастрофы. В центре — двухканальное видео, где цифровая анимация переплетена с документальными кадрами из повседневной жизни, символизирующими экзистенциальный дуализм жизни и смерти. Вокруг скульптуры, арт-объекты, керамика и графика на бетоне формируют индустриальный ландшафт — урбанистические руины, которые и символизируют нормы и границы современного общества.
Пока Политехнический музей все еще готовится открыть свои двери после реконструкции, институция периодически создает выставки на других площадках. В частности эта — первый масштабный проект музея за пятьдесят лет, посвященный российским инженерам-изобретателям Сергею Королеву, Владимиру Шухову, Александру Лодыгину, Николаю Жуковскому и другим. Помимо предметов из коллекции Политеха, многие из которых публика не видела несколько десятилетий, на выставке будут представлены экспонаты из собраний других российских музеев, а также университетов, компаний и частных коллекционеров. Их дополнит разнообразный мультимедийный контент.