

Здесь собраны самые значимые работы одной из самых ярких российских художниц XXI века Анны Желудь, ушедшей из жизни в 2025 году. Ретроспектива охватывает более 20 лет ее творчества, от ранней живописи до известных инсталляций, где художница воссоздает контуры бытовых предметов из железных прутьев. Это метафора тех невидимых связей, которые окутывают мир и всех людей в нем. Также на выставке можно увидеть знаменитую серию маленьких картинок, где на сером фоне из белого проступают лаконичные слова, написанные детским почерком: «вход» и «выдох».
Четвертый проект Музея Сидура в серии, посвященной метафорическому образу цветущего сада как потерянного и обретенного рая. На это раз со скульптурой и графикой Вадима Сидура в диалог вступают фотографии Полины Рукавичкиной. Худож ница обращается к темам творческого одиночества и ремесла, находя отклик в идее внутренней свободы и особого художественного пути Сидура, чьи работы при жизни были мало известны. Главный визуальный мотив выставки — «железный цветок» — предстает как аномалия в привычном порядке вещей. Он символизирует культуру как пространство напряжения между видимой неподвижностью и скрытым движением.
К 100-летию мастера Третьяковка проводит ретроспективу одного из классиков второй волны авангарда — Владимира Немухина, который более 20 лет сотрудничал с галереей, занимаясь формированием ее коллекции «неофициального» отечественного искусства. Экспозиция охватывает все этапы его творческого пути, от ранних работ конца 1950-х до произведений 2000-х годов — это живопись, графика, а также редкие образцы декоративно-прикладного искусства, включая малотиражный фарфор. Особое место занимают скульптурные эксперименты художника: геометрические конструкции из дерева и мемориальные композиции-посвящения современникам. Впервые будут представлены личные документы, фотографии, письма, позволяющие глубже понять внутренний мир Немухина и проследить эволюцию его творчества.
Масштабная выставка китайской живописи — совместный проект с Национальным музеем Китая. Из Пекина в Москву привезли 91 предмет, в центре внимания — эпоха династий Мин и Цин (XIV–XIX вв.), которая стала высшей точкой расцвета изобразительного искусства в Китае. Свитки, альбомы, веера и другие произведения демонстрируют не только техническое мастерство, но и образ жизни различных социальных групп. Еще лучше погрузиться в философию страны помогают тактильные и интерактивные элементы: рисунки, напоминающие о садах литераторов, «Стена вееров», воссоздающая атмосферу лавок, и портрет Конфуция в обстановке традиционной классной комнаты.
На выставке собрали работы ведущих фотографов XX-XXI веков из коллекций Фонда Still Art Галерея и Галереи Люмьер, чтобы показать развитие уникальной уличной съемки в жанре модной фотографии. Здесь можно увидеть семнадцать оригинальных отпечатков зарубежных мэтров, среди которых — Норман Паркинсон, Мелвин Соколски, Ормонд Джилья, Хельмут Ньютоа, Ги Бурден, Патрик Демаршелье. Эти работы не только фиксируют моду, но и отражают важные социальные и культурные изменения того времени.
Выставка в Инженерном корпусе знакомит с арзамасской художественной школой, которую в 1802 основал Александр Ступин. Многие его ученики — Василий Раев, Василий Перов, Николай Рачков стали впоследствии выдающимися мастерами русской живописи. На выставке можно будет увидеть их ранние работы и редко экспонируемые графические произведения, а также образцы творчества малоизвестных выпускников ступинской школы, чьих работ почти не сохранилось. Одним из открытий выставки станет альбом с рисунками Раева, восемь из которых он создал в годы проживания в Арзамасе.
Первая за 30 лет выставка в России, целиком посвященная творчеству главного мечтателя русского авангарда. Экспозиция станет одной из самых крупных ретроспектив Владимира Татлина, собрав вместе более 220 экспонатов: от ранних авангардных экспериментов до поздних живописных и театральных работ. Это результат большой работы по выявлению главных произведений Татлина во всех доступных собраниях, так как многие его работы были утрачены.