Выставки мая в Москве: долгожданная дуэль, история быта и династия Инфанте

- Искусство поединка в оружиях и доспехах XVI–XVIII веков
Несостоявшуюся международную выставку в Музеях Московского Кремля пересобрали из российских коллекций с помощью Эрмитажа, Исторического, Пушкинского и других музеев. В специально возведенных витринах в Успенской звоннице и Патриаршем дворце разместили 160 экспонатов о феномене дуэли в Западной Европе XVI–XVIII веков. Среди них — инкрустированные золотом и серебром доспехи, оружие, одежда, учебники по фехтованию, гравюры, портреты знаменитых дуэлянтов, документации их казней. Они показывают, как дуэль превращалась из средневекового способа совершения правосудия в запрещенные поединки, отстаивающие честь и достоинство аристократов, а также знакомят с ритуалами этой важной части придворной культуры. Не приехавшую экспозицию с работами из Лувра и Прадо тоже получилось представить — в каталоге, который не стали переделывать, и в видеозаписях, на основе которых планируют запустить виртуальные кураторские экскурсии.
- Дом бытаМузей Москвы, до 31 июляЭволюция повседневных привычек с середины XX века
Совместная выставка Политехнического музея и Музея Москвы рассказывает, как менялся быт и повседневность с середины XX века до наших дней, благодаря появлению новых устройств. В пяти пространствах экспозиции демонстрируют более 150 предметов быта. В «Гостиной» можно проследить эволюцию «говорящих ящиков», служивших центром притяжения в доме, посмотреть советскую рекламу 1960–1970-х годов и потрогать дисковый телефон. На «Кухне» увидеть уже неиспользуемые мороженицу, яйцеварку, бульонку. А в других пространствах — узнать, как приборы вроде фенов, щипцов для волос и электробритвы изменяли ежедневные ритуалы красоты, а распространение швейных машинок и фотоаппаратов формировали новые виды досуга. Экспозицию дополнят мультимедийные инсталляции, фрагменты из популярных кинофильмов и озвученные воспоминания москвичей.
- Фамильные ценности. ТанецМузей АЗ, до 14 августаФранциско Инфанте и еще шесть художников этой династии
Три этажа Музея АЗ заняли работы семи художников одной династии: современного классика российского ленд-арта и кинетического искусства Франциско Инфанте, его супруги Нонны Горюновой, сыновей Пакито и Платона, Дарьи Коноваловой (супруги Платона), а также внуков Инфанте — Серафима и Тихона. В экспозицию вошли более 50 работ из коллекции музея и собрания семьи Инфанте — фото, графика и мультимедиа. На первом этаже воссоздана стена мастерской Франциско Инфанте с 32 работами из разных серий, напротив помещены произведения его детей и внуков, которые часто наблюдали за художником, проводя время в его мастерской. Инсталляция «Танец», созданная Платоном Инфанте совместно с супругой специально к выставке, — оммаж к одноименному полотну Матисса, она заполняет пространство второго этажа танцующими и музицирующими тенями членов семьи. А на третьем этаже можно увидеть знаменитую серию Франциско Инфанте и Нонны Горюновой «Проекты реконструкции звездного неба». Экспозицию дополняют документальные фильмы и видео, детская программа с участием художников и встречи с Франциско Инфанте.
- Евгений Лансере в ДагестанеМузей Востока, закончилась 29 мая 2022Виды и колорит Кавказа на работах мирискусника
В Музее Востока проходит выставка Евгения Лансера — одного из участников объединения «Мир искусства», созданного его дядей Александром Бенуа. Лансере в течение 40 лет время от времени приезжал в Дагестан для работы и вдохновения: создавал здесь иллюстрации к «Хаджи-Мурату» и «Казакам» Льва Толстого и работал художником в экспедиции с Кавказским археологическим музеем в горах. На выставке представлены пейзажи и портреты, созданные в это время, зарисовки народного декоративно-прикладного искусства и архитектуры края. Также здесь можно увидеть сами иллюстрации к изданию «Хаджи-Мурата» 1916 года, оформленные в разных техниках — от акварели, туши и гуаши до темперы и масла, виртуальное изображение этой книги и предметы декоративно-прикладного искусство Дагестана XIX–XX веков. Всего представлено более 80 экспонатов из Дагестанского музея изобразительных искусств имени П.С.Гамзатовой, Музея Льва Толстого и частных коллекций.
- Простые формыММОМА на Петровке, до 7 августаЛикбез по упрощению формы в искусстве в работах Сидура, Церетели и Кабакова
В ММОМА на Петровке показывают одиннадцатую тематическую экспозицию из коллекции музея. Она посвящена упрощению художественной формы в российском искусстве с XX века до наших дней. Картины, скульптуры, видео- и фотоработы современных авторов на выставке последовательно раскрывают историю отказа от предметного мира, каждый зал посвящен определенному методу или приему. Например, можно узнать, как Владимир Немухин обратился к геометрическим формам, а Илья Кабаков и Александр Леонов стали использовать тексты, цифры и шифры. Также в экспозиции представлены работы Евгения Антуфьева, Гриши Брускина, Вадима Сидура, Зураба Церетели и других — все они помогут проследить, как на разных этапах развития отечественного искусства менялось восприятия простых форм.
- Мультимедийная экспозиция о жизни и творчестве
Поэт Юрий Левитанский застал целую эпоху: родился на заре советской власти и умер в разгар девяностых. Он прошел две войны, испытал как советскую неприкаянность, так и интеллигентское благополучие и отразил все эти этапы в своих стихах. К 100-летию поэта в Музее им. Щусева показывают мультимедийную экспозицию о его жизни и творчестве. В ней воссоздали воспоминания из детства и интерьер рабочего кабинета, собрали рукописи, фотографии и личные вещи Левитанского. А строки из творчества представили в виде движущихся проекций на стенах — можно как вспомнить знаменитые военных стихи и тексты песен, так и познакомиться с малоизвестными сочинениями о советской эпохе.
- Выставка-путешествие по жизни известного клоуна
Выставка в Манеже, которую организаторы еще называют спектаклем, путешествием, аттракционом, антологией и погружением, посвящена жизни известного российского клоуна Славы Полунина. Двадцать залов о периодах его творчества оформляли художники, с которыми Полунин работал в разные годы, — Михаил Шемякин, Андрей Бартенев, Теодор Тэжик, Алексей Кострома, Алена Коган, Александра Гутнова и другие. Перемещаясь по этим пространствам, можно побывать в детстве будущего клоуна, увидеть первые сценические костюмы, рукотворный реквизит и фотографии из старых альбомов, познакомиться с его окружением, «Академией дураков», «Зазеркальем» и другими фантастическими мирами, а также попробовать себя в роли известного клоуна и узнать о тонкостях клоунады, уличного театра и секретах счастливой жизни от Славы Полунина.
- И это все о нейLumiere Gallery, до 18 сентябряОбраз женщины в советской фотографии 1920–1990-х годов
На выставке в Lumiere Gallery воплощают давнюю задумку — показывают, как менялся образ женщины в советской фотографии. В экспозиции собрали 50 работ разных лет из собрания галереи. На авангардных идеологических снимках классиков советской фотожурналистики 1920–1940-х годов Аркадия Шайхета, Эммануила Евзерихина, Бориса Игнатовича и Александры Устиновой и других можно увидеть образы жены и матери, труженицы и боевой подруги. А также изучить первые клубные фотографии и неофициальные творческие поиски Владимира Лагранжа, Юрия Лунькова, Нины Свиридовой, Дмитрия Воздвиженского и других шестидесятников.
- Супрематизм в сочетании с иконописью в работах московского нонконформиста
Московский нонконформист Эдуард Штейнберг последние десятилетия зимой жил в Париже, а остальное время проводил в своем доме в Тарусе, поэтому стал признанным художником как в России, так и в Европе. К 85-летию со дня рождения Штейнберга, скончавшегося в 2012 году, в Новой Третьяковке проводят выставку его работ из музейных и частных российских собраний, чтобы познакомить с уникальным стилем художника. Он соединил традиции древнерусской иконописи, символизма начала ХХ века и супрематизма Малевича — изображал абстрактные ассоциации с помощью геометрических фигур и символов. В каталоге к выставке также впервые опубликуют подробную биографию Штейнберга.
- Неуходящая Москва. Иван ПавловЦентр Гиляровского, закончилась 5 июня 2022Гравюры с пейзажами старой купеческой Москвы
В Центре Гиляровского показывают гравюры Ивана Павлова, на которых в конце XIX — начале XX века художник стремился сохранить образ уходящей купеческой Москвы. Он изображал уютные деревянные улочки, старинные дома, храмы, усадьбы, рынки и мощеные мостовые и тем самым не только документировал историю города, но и передавал свою ностальгию по старой архитектуре. На этих работах можно увидеть снесенные проломные ворота Китайгородской стены, знаменитый грибной рынок, памятник Александру Пушкину, стоявший раньше на другой стороне площади, и другие элементы старой Москвы, некоторые из которых живы до сих пор.
- Метаморфозы в фотонатюрморте за последние 30 лет
В Галерее классической фотографии проходит крупнейшая за последние годы жанровая фотовыставка, посвященная натюрморту и его метаморфозам в различных пластических и концептуальных подходах. В экспозицию вошли около 200 работ, созданные современными фотографами за последние 30 лет. Среди участников смотра — советский фотограф-новатор Александр Слюсарев, его ученики Андрей Абрамов-старший и Вадим Гущин, работающие в жанре постконцептуального натюрморта. Также на выставке можно познакомится с визуальная поэзией знаковых элементов Славы Баранова и метафизикой незатейливых предметов Николая Кулебякина, работами Андрея Акимова, Олега Арнаутова, Георгия Колосова, Валеры и Наташи Черкашиных, Марины Батюковой, Миши Масленникова и других. Всего в смотре приняли участие более 50 фотографов из Москвы, Петербурга, Украины и Белоруссии.