В Главном здании Пушкинского музея стартует масштабный проект об истории выставок современного искусства, которые проводила Королевская академия живописи и скульптуры в Париже XVIII века, — знаменитых «Салонов». В экспозиции собрали популярную живопись, скульптуру и графику того времени, а также воссоздали характерную многоярусную развеску по жанрам. Большой раздел посвящен «Салонам» Дени Дидро — критическим обзорам выставок в Лувре, затрагивающим вопросы не только истории искусства, но и эстетики и философии. Публиковались они в рукописном журнале «Литературная корреспонденция», который по подписке два раза в месяц рассылался европейским монархам, в том числе Екатерине II. Благодаря таким тесным русско-французским культурным связям в XVIII веке проект смогли организовать своими силами: более ста пятидесяти работ из собраний ГМИИ, Эрмитажа, Исторического музея, Тверской картинной галереи, «Архангельского», «Павловска» и «Кусково».
В Музее русского импрессионизма открывается выставка, посвященная одной из первых российских галеристок Надежде Добычиной. В начале XX века она поддерживала многих отечественных художников-новаторов и сформировала собственную коллекцию искусства, в которую входили работы Александра Бенуа, Константина Сомова, Ольги Розановой, Кузьмы Петрова-Водкина, Мартироса Сарьяна и других художников. А в 1910-е годы в своем Художественном бюро в Санкт-Петербурге провела персоналку Натальи Гончаровой и «Последнюю футуристическую выставку картин „0,10“», на которой публика впервые увидела «Черный квадрат» Малевича. Помимо работ из личного собрания Добычиной, в экспозиции можно увидеть и картины с этих легендарных выставок.
В парке Малевича при поддержке Третьяковской галереи стартовала вторая часть «Экспозиции современного искусства под открытым небом». Это пять созданных в разные годы объектов Игоря Шелковского, Леонида Тишкова, Аллы Урбан, Александра Константинова и Романа Ермакова. Вдохновленные идеями русского авангарда, произведения современных художников переосмысляют наследие XX века и, в частности, Казимира Малевича. Например, в «Кубе космоса» Тишков обыгрывает излюбленные формы супрематизма и продолжает тему небесных тел, заданные уже размещенными в парке работами художника — «Частное солнце» и «Частная луна». Шелковский переосмысляет конструктивистское наследие, а Урбан в своих сюрреалистичных глазах леса наследует идеям органического авангарда.
В павильоне «Космос» на ВДНХ открылась выставка, раскрывающая 110-летнюю историю отечественной анимации. Многие ее помнят лишь по мультфильмам 1960–1970-х годов — «Чебурашка», «Умка», «Винни-Пух». В экспозиции же познакомят и с другими периодами: от первой в мире кукольной анимации Владислава Старевича, которой восхищался Уолт Дисней, и появления «Союзмультфильма» до современных «Смешариков», «Фиксиков» и «Трех котов». Хронологически перемещаясь из зала в зал со специальным медиасопровождением и декорациями от Planet9, посетители погрузятся в закадровую жизнь: увидят эскизы и первые наброски героев, сценарии, раскадровки для творческой группы, настоящих кукол и, конечно, фрагменты из знакомых и не очень мультфильмов.
Выставка демонстрирует шедевры графики, которыми Третьяковская галерея пополнилась за последние 20 лет. Она отражает основные тенденции развития рисунка, акварели и гравюры с конца 1910-х годов до начала 2020-х. Один из интереснейших разделов выставки — произведения лидеров русского авангарда: Казимира Малевича, Александра Родченко, Варвары Степановой, великих формалистов Владимира Фаворского, Константина Истомина, Николая Купреянова, а также их учеников и последователей. Также в экспозиции представлены рисунки шестидесятников и семидесятников, а также пространственные и пластические эксперименты ХХI века. Завершат выставку монументальные листы Олега Кудряшова — это станет данью памяти выдающемуся офортисту и рисовальщику, ушедшему в 2022 году.
В Новой Третьяковке проходит первая персоналка Александра Юликова — в середине 1970-х художника называли единственным русским минималистом. В экспозиции представлено более 50 произведений, созданных в 1970–2020-х годах. В них прослеживается приверженность художника к простым геометрическим формам, созданию однородных композиций из повторяющихся знаков, работе с закрашенными одним цветом квадратными плоскостями и серийности, а также отсылки к супрематизму Малевича. А среди главных открытий Юликова — эксперименты с «разорванными», разложенными на сегменты или принимающими нестандартные конфигурации холстами.
В галерее «Триумф» открылась выставка Евгении Дудниковой — это вторая персоналка молодой художницы, которая знакомит с ее фантастическим миром. Каждый элемент и персонаж на ее картинах несут символическое значение: ангелы — посланники света, лошади, к которым Дудникова чувствует тягу с детства, — образы душ, путешествующих из мира в мир, а вода — портал или чувственная сфера. Так, в своих работах она размышляет о сущности вещей и ищет взаимосвязи между явлениями. Перемещаясь по экспозиции, зритель последовательно проживает, с одной стороны, сутки от раннего утра до глубокой ночи, с другой — все времена года, от весны до зимы. Этот эффект «закольцованности» достигается благодаря последовательно разворачивающимся сюжетам работ и за счет использования тонального колорита. Живописные композиции сопровождают короткие кураторские эссе: они создают параллельную линию повествования и расширяют чувственный опыт зрителя.
Галерея «Наковальня» проводит первую персоналку братьев-близнецов Антона и Артема Матвеевых. Они называют себя художниками низкого Возрождения и приверженцами юмористического искусства, однако зачастую за этим кроются интимные размышления о современном мире и уходящей эпохе. Художники часто используют в своих работах атрибуты взросления в девяностые: пиксельные компьютерные игры, LEGO и, конечно, телевидение, где мультфильмы чередовались с передачами про маньяков. В частности, вдохновляются странными, потусторонними мультфильмами как метафорой детской рефлексии. Сюжеты из них проявляются в символических образах и подсказках, предлагающих зрителю своеобразную игру.
Дима Филиппов — междисциплинарный художник, известный выставками в непредназначенных для этого местах, полях и заброшенных территориях. «Край» — первый его проект, полностью выполненный в графике. Это серия абстрактных пейзажей, отдаленно напоминающих фрагмент мест его родного Алтайского края. Художник говорит, что в последнее время совсем иначе посмотрел на рисунок: «из чего-то случайного, эскизного превратилось в то, что может стать отправной точкой, из которой возникают как иные формы искусства, так и другой взгляд на него». В своих работах Филиппов фиксирует взаимодействие между человеком и ландшафтом и вместо конкретных пейзажей предлагает увидеть то, что не всегда способно попасть в кадр и остается за рамками, — потенциал встречи.