Выставки для новогодних каникул в Москве

2 января 2022
Ретроспектива Юрия Пименова, картины итальянских футуристов и ремейк выставки 1924 года в Нью-Йорке — если вы давно хотели посмотреть эти работы, лучше поспешить. Для новогодних каникул мы собрали выставки, которые закрываются уже в январе, а также несколько новых проектов об искусстве будущего для тех, кто уже все видел.
  • Юрий Пименов
    Новая Третьяковка, закончилась 9 января 2022
    9.900
    Первая персональная выставка советского классика в Третьяковке

    Юрий Пименов — вхутемасовец, который входил вместе с Александром Дейнекой и Андреем Гончаровым в «Объединение трех» и стоял у истоков Общества художников-станковистов. В своих работах художник отражал советскую действительность, исповедуя творческий принцип «прекрасного мгновения». Его творческая манера менялась: от экспрессионизма на раннем этапе до обновленного импрессионизма и масштабных плакатных картин в зрелый период. Главным, однако, всегда оставалось внимание к московским пространствам и населяющим их жителям.

    Третьяковская галерея подготовила первую ретроспективу художника. Она включает более 170 экспонатов: живописные полотна, графику и мультимедийную инсталляцию о панно «Физкультурный парад», которую из-за плохой сохранности не удалось привезти из Нью-Йорка.

  • 26 итальянских шедевров из собрания Маттиоли в компании Дега, Пикассо и Матисса

    В этом году часть работ из постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков уехала в Париж, на выставку коллекций братьев Морозовых, а их места заняли экспонаты из собрания Джанни Маттиоли. Итальянский коллекционер умел предвидеть будущее и сформировал собрание первоклассных итальянских шедевров 1910–1921 годов. На выставке представлено 26 полотен из его коллекции, в центре — работы итальянских футуристов, которые соседствуют с хрестоматийными полотнами Моне, Дега, Пикассо, Матисса, Сезанна.

    Такая задумка куратора Елены Степкиной помогает проследить, как футуристы брали за основу приемы импрессионизма, фовизма, кубизма и модернизировали их под свои идеи. Например, Фортунато Деперо на одном полотне стилизует «Голубых танцовщиц» Эдгара Дега (в отличие от импрессиониста не ловит момент, а показывает непрерывность танца), а на другом пародирует яркий фофистический колорит Анри Матисса. Также перекликается французский пуантилизм Эжена Делакруа (письмо точками) и футуристическая манера писать штрихами. А «Материя» Умберто Боччони за счет наложения плоскостей создает ощущение движения и противостоит статичному кубизму Пикассо.

  • Звезда австрийского совриска с персональной экспозицией

    Начав в 1977-м как сценограф и впоследствии создав декорации для постановок многих пьес и опер в ведущих театрах мира, в 1992 году Хауснер решила сосредоточиться исключительно на живописи. Впрочем, театральность как тема и как прием остается центральным элементом ее творчества: на уровне мизансцены, позы, того, как на картинах изображен свет. Параллельно в своих работах Хауснер исследует роль женщины в жизни и в искусстве, создавая своеобразную женскую вселенную. В доехавшую до Москвы экспозицию входят три десятка живописных работ, а также фотографий, которые Хауснер сделала при подготовке к их написанию.

  • Ремейк выставки русского искусства в Нью-Йорке в 1924-м

    Спустя почти сто лет после выставки в Нью-Йорке, ставшей коллективным портретом русского искусства первой четверти XX века, ее эхо подготовили в Музее русского импрессионизма. Год понадобился кураторам, чтобы найти осевшие в коллекциях по всему миру картины. Посетители смогут увидеть семь десятков работ, созданных ключевыми художниками начала века. Среди них — Борис Кустодиев, Лев Бакст, Игорь Грабарь, Михаил Ларионов и другие. Иными словами, получится обширная панорама русского искусства от импрессионизма до кубофутуризма.

  • Картины, рисунки, необычные скульптуры и стихи художника-семидесятника

    Творчество самобытного художника-семидесятника Бориса Кочейшвили часто называют театральным: он берет за основу архетипический сюжет и наполняет его новыми смыслами. Исследовать этот метод можно на выставке в Новой Третьяковке, где представлено более ста работ художника. Здесь можно увидеть не только живопись и графику разных лет, но и необычные скульптурные рельефы, которые в музейном пространстве показывают впервые. В этих работах Кочейшвили можно искать отсылки к известным произведениям — от икон Андрея Рублева до пьес Антона Чехова. Также совместно с Liquid Theatre музей подготовил аудиоспекталь — в нем художник читает свои стихи и делится воспоминаниями, куратор выставки Тамара Вехова комментирует его творчество, а также звучит музыка Кочейшвили (чтобы послушать необходимы смартфон и наушники). Еще больше о биографии художника можно узнать из документальных видеозаписей на мультимедийных экранах.

  • Биография художников в эскизах мультфильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок»

    Самые известные работы семейного тандема мультипликаторов Юрия Норштейна и Франчески Ярбусовой — «Ежик в тумане», «Сказка сказок» и «Цапля и журавль». В своих рисованных мультфильмах они использовали личные истории, детские воспоминания и взрослые размышления. Поэтому, чтобы рассказать о биографии и творчестве художников, на выставке соединили фрагменты из мультфильмов с документальными свидетельствами прошлого. Получились такие масштабные мизансцены-инсталляции. Например, одна из них посвящена родному двору Норштейна в московской Марьиной Роще: на ней показаны детали из военного и послевоенного быта, которые он использовал во многих своих работах, а особенно — в «Сказке сказок». В изготовлении экспонатов и оформлении выставочного пространства участвовали сами художники. Также они предоставили для выставки эскизы и раскадровки своих работ — с помощью них можно узнать, как мультипликаторы создавали свои фильмы, вырисовывая каждый жест. Изучить этот трудоемкий процесс будет интересно даже тем, кто вырос уже на совсем других, компьютерных мультфильмах.

  • Томас Деманд. Зеркало без памяти
    «Гараж», закончилась 30 января 2022
    5.300
    Картонные макеты как размышление о мире и ремесле

    Выставка немца Томаса Деманда открывается проектами с архитектурными бюро и кинематографистом Александером Клюге — в формате плавных белых макетов и парящих кинопавильонов. Однако главный прием художника — это создание точных картонных копий реальных фотографий. Кропотливо созданные макеты фотографируются и уничтожаются. Получившиеся же снимки становятся дополнительным звеном остранения по отношению к своим сюжетам: в каталоге Деманда значатся теракты и катастрофы, повседневные скетчи, обязательные диалоги с классиками, размышления о собственном ремесле, мимезисе и экологии — все точно по методичкам прогрессивного галерейного искусства.

  • Путешествие в театральный мир XVIII столетия

    Самая масштабная выставка-спектакль в истории «Царицыно» посвящена русскому музыкальному театру, который в XVIII веке развивала Екатерина II. Она обожала русскую и итальянскую оперу и создавала для нее театры, а иногда и сама ставила и цензурировала спектакли. На выставке собрали экспонаты из двадцати семи российских музеев. Среди них — театральные декорации и реквизит XVIII века, оригинальные проекты самых известных театров екатерининской эпохи, а также театральный костюм фаворита императрицы Григория Потемкина. В конце экспозиции можно посмотреть VR-спектакль по мотивам любимых опер императрицы.

  • 60 версий высокотехнологичного будущего от российских и иностранных художников

    В честь 25-летия московский Мультимедиа-арт-музей проводит новую международную биеннале «Искусство будущего», которая заняла все семь этажей музея. Здесь собрали 60 проектов российских и иностранных художников, которые используют в работе 3D-анимацию, нейросети, виртуальную и дополненную реальность и другие новые технологии. Они размышляют о том, как прогнозируемая четвертая промышленная революция — масштабная цифровизация реальности и распространение искусственного интеллекта — повлияют на повседневную жизнь, сознание и структуру общества в будущем. Например, эмоциональный контакт человека с нейросетью иллюстрирует кинетическая скульптура международного арт-коллектива Random International: 200 маленьких подвижных зеркал складываются в различные формы, когда к ним приближается человек. В цифровой инсталляции «Принцесса Турандот» российский коллектив AES+F представляет свою утопическую версию будущего, в котором нет гендерных конфликтов и любят друг друга не только люди, но и андроиды. Кроме того, на выставке есть «Евангелие» с электронным интерфейсом, скульптура человека будущего, которому с помощью технологий информация поступает прямо в мозг, работы на тему перепотребления и экологических проблем. И наблюдая за этими проектами, каждый может поразмышлять сам, каким может быть высокотехнологичное будущее.

  • Арт-группа Recycle. New Nature
    «Винзавод», закончилась 13 марта 2022
    Московская версия выставки о виртуальном мире и искусстве будущего

    В «Винзаводе» показывают московскую версию выставки New nature арт-дуэта Recycle Group, премьера которой прошла летом в петербургском «Манеже». Здесь художники продолжают исследовать взаимодействие человека и машины, новые виртуальные формы искусства и человеческого сознания, но выстраивают экспозицию по-другому. Интерактивные объекты и динамические инсталляции рассеяны по территории «Винзавода» и превращают посетителей в участников виртуального и технологического перформанса. На выставке есть три тематических раздела: в первом художники создают новую систему визуальных образов на основе классических, во втором — исследуют специфику «машинного зрения», а в третьем — предлагают новый формат восприятия искусства, невозможного без цифровых технологий. Все эти эксперименты — попытка предугадать, каким будет искусство будущего. И, по задумке Recycle Group, посетители смогут попробовать стать его частью уже сегодня.

«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
«Эскортницы»: рецензия на еще одно польское софт-порно
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Дойти до «Точки кипения»: рецензия на снятый одним кадром ресторанный триллер
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Сериал «Домашнее поле»: спортивная драма о тренерке в мужской футбольной команде
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: рейв от m_division и закрытие Ugly
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: рейв от m_division и закрытие Ugly
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: рейв от m_division и закрытие Ugly
В отпуск с ребенком: 10 аудиокниг, которые помогут пережить долгую дорогу
В отпуск с ребенком: 10 аудиокниг, которые помогут пережить долгую дорогу
В отпуск с ребенком: 10 аудиокниг, которые помогут пережить долгую дорогу
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость