Выставки декабря в Москве: Зверев, панорамы Венеции и история дизайна

9 декабря 2021
Малоизвестные картины Василия Поленова, Казимира Малевича и Василия Кандинского, избранные работы Анатолия Зверева, венецианские панорамы, быт русской эмиграции в Константинополе, история российского дизайна за последние сто лет и первые проекты в «ГЭС-2» — рассказываем о выставках, которые открываются в декабре в Москве и подмосковном «Новом Иерусалиме».
  • Три этажа живописи и графики андеграундного художника XX века

    В Музее AЗ к 90-летию Анатолия Зверева показывают около 140 живописных и графических работ московского художника-нонконформиста: от ранних абстракций до психологических портретов, написанных пальцами. Куратор выставки Полина Лобачевская и главный хранитель музея Наталья Волкова отобрали шедевры из шести московских частных коллекций: Давида Гольдферта, Марка Курцера, Сергея Александрова, Игоря Маркина, Наталии Опалевой и Андрея Тимохина. Многие работы, например серия иллюстраций к петербургским повестям Николая Гоголя, представлены впервые. Также здесь можно посмотреть фильм Елены Лобачевской, посвященный художнику. Эта экспозиция — своего рода кульминация арт-марафона памяти Зверева: выставки его работ сейчас проходят еще в трех московских музеях.

  • Пересъемки сериала с русскими актерами на глазах у посетителей

    В центральном пространстве «ГЭС-2» сейчас проходит перформативная выставка исландского художника Рагнара Кьяртанссона: на глазах у посетителей на русском языке и с русскими актерами он переснимает «Санту-Барбару» — первый западный сериал, который показали по российскому телевидению после распада СССР. Он с успехом шел десять лет и вызвал в России самый большой ажиотаж в мире, так как познакомил зрителей с несоветской и, как многим казалось, красивой жизнью. Этим феноменом и заинтересовался Кьяртанссон, который часто в своих работах исследует роль прошлого в настоящем и театрализовано реконструирует события с помощью эмоциональных символов и привязанностей. По его задумке, профессиональная киногруппа с одного дубля каждый день снимает по серии шоу, все посторонние звуки тоже идут в кадр — всего создадут около 100 эпизодов. Этот перформанс, по мнению художника, поможет лучше понять процессы, происходящие в постсоветском обществе.

  • Работы Рагнара Кьяртанссона о силе искусства и культурных клише

    Выставка объединяет работы исландского художника Рагнара Кьяртанссона и близких ему по духу авторов из России и Исландии. Название отсылает к реплике из пьесы Антона Чехова «Три сестры», где Москва становится метафорой недостижимых перемен и жажды лучшей, осмысленной жизни. Эта идея раскрывается в инсталляциях, перформансах, картинах и рисунках с помощью ключевых инструментов Кьяртанссона — подражания, театрализованности и длительного повторения одних и тех же действий. Так, в начале экспозиции целую стену занимают 144 картины, которые художник создал во время шестимесячного перформанса в исландском павильоне на 53-й Венецианской биеннале. Каждый день Кьяртоссон писал, как его друг занимается рутинными делами: читает, курит, пьет, меняет пластинки в разное время суток и года. Завершается экспозиция видеоперформансом «Грозный-прегрозный», который художник специально снял для этого проекта в воссозданных интерьерах Третьяковки. На двух видео актеры Алексей Розин и Александр Паль воспроизводят акты вандализма, от которых полотно Ильи Репина «Иван Грозный убивает сына» пострадало в 1913 и 2018 годах.

  • Малоизвестные работы знаменитых русских живописцев: от Брюллова до Малевича

    Самая масштабная экспозиция в истории подмосковного «Нового Иерусалима»: показывают более 120 работ 81 русского художника, среди них Карл Брюллов, Василий Поленов, Казимир Малевич, Василий Кандинский, Наталья Гончарова и другие. Картины привезли из 30 российских региональных музеев от Калининграда до Владивостока — в основном это малоизвестные работы. Пространство выставки построено на основе русского алфавита, каждая буква открывает одну из тридцати трех глав: Б — «Беспредметность», В — «Воздух», З — «Зеркало», О — «Орнамент» и так далее. Эти термины объединяют произведения разных авторов, периодов и эпох в нетривиальные компании. Так, экспонаты в разделе «Глубина» демонстрируют, как Иван Шишкин, Архип Куинджи и Роберт Фальк работали с третьим измерением в своих пейзажах. Также к теме азбуки отсылают кубы с мультимедийными инсталляциями о видах зрительского восприятия.

  • Параллели между изделиями массового производства и разработками дизайнеров

    Московский музей дизайна и Третьяковка подготовили первую масштабную экспозицию об истории отечественного дизайна за последние сто лет. В ней представлены макеты, эскизы, чертежи, реконструкции невоплощенных проектов и концептуальные разработки из московских музеев и частных коллекций. В четырех разделах — авангард, ар-деко и сталинский ампир, послевоенный и современный дизайн — кураторы Александра Санькова и Ольга Дружинина проводят параллели между продукцией массового производства и разработками дизайнеров. Например, реплика авангардистской минималистичной кухни для Дома Наркомфина (ее показывают впервые) противопоставляется простым деревянным табуретам. Экспериментальный проект интерьеров для редакции газеты «Правда» 1930-х годов экспонируется рядом с типовой кабинетной мебелью той эпохи. В разделе послевоенного дизайна зрители увидят 3D-макет автомобиля «белка», который так и не начали выпускать — вместо него на улицах появился запорожец. А современный дизайн представляют дизайнерский и фабричный очистители воздуха. Рассказать обо всех сферах и направлениях российского дизайна за сто лет на одной экспозиции невозможно, поэтому за 2022 год на выставке трижды поменяют экспонаты.

  • Выставка Александра Васильева о влиянии русской эмиграции на быт и моду османской столицы

    «Русский Константинополь» — это уже третья выставка, которую в Музее Востока организует историк моды Александр Васильев. Она посвящена истории белой эмиграции 1920-х годов в столицу Османской империи — Константинополь (так назывался Стамбул до 1930 года). Именно там провели первые годы сотни тысяч граждан, которые не признали власть большевиков. На выставке представлено более 100 экспонатов из коллекции фонда Александра Васильева, Музея Востока, фонда Марджани и Дома русского зарубежья. Инкрустированная мебель, ковры, вышивки, утварь, богато декорированная одежда и традиционная обувь в первом зале воссоздают образ Константинополя, каким его могли увидеть эмигранты в 1920-е годы. Остальные разделы посвящены жизни творческой части эмиграции и новшествам, которые они привнесли в быт и культуру города. Среди экспонатов — картины русских художников, печатные издания, фотографии и платья в стиле ар-деко, расшитые бисером, стеклярусом, пайетками, украшенные узорной тесьмой и мехом. Также здесь воссоздали «русское кафе», «русский дом моды» и прибрежную зону, ведь именно русские привезли в османскую столицу пляжную моду.

  • Виды венецианских соборов, палаццо и мостов с неожиданных ракурсов

    Выставка в Музее архитектуры им. Щусева посвящена истории венецианской панорамы как отдельного жанра в истории искусства — они позволяли охватить знаменитые соборы, палаццо и мосты одним взглядом. С помощью современных технологий здесь воссоздали 23-метровую «Панораму Венеции», которую Джованни Бьязин и его сын Витторио создали в качестве художественного аттракциона для Национальной художественной выставки 1887 года в Венеции — предшественницы Венецианских биеннале современного искусства. Также в экспозиции представлены парадные виды города на воде XVIII века, охватывающие всю линию горизонта. Эти произведения привели к туристическому буму в Венеции в конце XIX — начале XX веков, а также стали предтечей европейского видового кинематографа, например работ братьев Люмьер.

  • Ретроспектива хулиганской арт-группы конца 1980-х — начала 1990-х

    В ММОМА проходит масштабная ретроспектива арт-группы «Чемпионы мира» — московского объединения художников, выросшего из компании школьных друзей. Они знамениты своими абсурдными, провокационными, а иногда и хулиганскими акциями, высмеивающими современное искусство. Например, «Взмахи радости», когда каждый художник нарисовал подручными средствами что-то свое на прикрепленном к стене листе бумаги; или «Серое море», когда участники вырыли небольшое отверстие в земле, смешали воду из Белого и Черного морей и отправили уведомления в официальные инстанции, что они создали Серое море. Группа просуществовала с 1986 по 1988 год, до 1990 года некоторые участники еще создали несколько совместных работ, а потом занялись индивидуальным творчеством. В экспозиции представлено более 200 произведений живописи, графики, объектов и работ на ткани. Чтобы найти или воссоздать их по фотографиям и документам, понадобилось немало усилий, так как «Чемпионы мира» часто сразу же уничтожали свои работы.

  • Ироничная инсталляция о влиянии социальных сетей на будущее

    Для нового проекта современного российского художника Игоря Самолета главный зал Stella Art Foundation превратился в полуразрушенную часовню посреди замусоренного пустыря. Ее стены художник покрыл скринами своих историй в инстаграме — постов, доступных только 24 часа. Внутри звучит роботизированный речитатив, который основан на письмах из «капсул памяти», в которых люди в конце ХХ века фантазировали о будущем. Самолет собирал их несколько лет, а также дополнил подобными посланиями современников. Вокруг забытого мемориала разбросаны вещи «людей будущего», которые словно в спешке покинули планету. В форме такого ироничного постапокалиптического фикшена художник размышляет о том, как сегодня истории из личного интернет-дневника становятся публичными, влияют на общество и даже оказываются лейтмотивами всего поколения.

  • Воображаемый краеведческий музей Москвы по инструкциям 1930-х

    Слово «краеведение» закрепили в музейной сфере в декабре 1921 года — к 100-летию этого события Музей Москвы подготовил выставку об истории советских краеведческих музеев. Пространство превратили в воображаемый краеведческий музей Москвы, сконструированный по советским инструкциям 1930-х годов. В экспозиции представлено более 200 экспонатов: живопись, графика, археология, предметы мебели и быта, открытки и плакаты из коллекции Музея Москвы и 50 чучел из собрания Государственного биологического музея имени К.А.Тимирязева. Кураторы предлагают переосмыслить экспозиции таких музеев и задуматься, как сегодня соотносятся современное общество, природа и история. Одновременно с выставкой в музее проходит 6-я Международная конференция «Музей в городе — город в музее», которая в этом году тоже посвящена краеведению.

  • Зимние сады, оранжереи и приусадебные парки XIX — начала XX века

    Новая выставка в Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» посвящена истории изящного садоводства, которым во второй половине XIX — начале XX века в России стали увлекаться все: от императора до крестьян. Оранжереи, зимние сады и приусадебные парки той эпохи можно будет увидеть на гравюрах, фотографиях и акварелях. Также в экспозиции воссоздали кабинет садовника с инструментами для ухода и реконструировали «зеленую гостиную» дворянского дома. Еще посетители узнают о садоводческих выставках, которые во второй половине XIX столетия регулярно проводили в Москве и Петербурге, увидят фарфоровые кашпо для комнатных цветов и смогут почерпнуть несколько практических советов, вполне актуальных и сегодня.

Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Онлайн-премьеры недели: «Карамора», «Этерна: Часть первая», новые сезоны «Озарка» и «Дома с прислугой»
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Насколько до сих пор смешны старые комедии с Джимом Кэрри?
Режиссеры, ставящие спектакли для семейного просмотра. Продолжение
Режиссеры, ставящие спектакли для семейного просмотра. Продолжение
Режиссеры, ставящие спектакли для семейного просмотра. Продолжение
9 запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
9
запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х
9 запоздалых, но отличных сиквелов и ремейков кинохитов 1990-х