В МОММА на Ермолаевском продолжают в камерном формате знакомить с частными сюжетами музейной коллекции. На этот раз в фокусе внимания — мотив блуждания внутри «картины мира» в современном искусстве. На выставке собрали его различные воплощения: от архаических символов лабиринта и игрового поля, топографических планов и ментальных карт до репрезентации оптических устройств, панорамных пейзажей, визионерских композиций и цифровых ландшафтов. Причем работы из коллекции МОММА (Виктора Алимпиева, Евгении Буравлевой, Алексея Дубинского, Вячеслава Колейчука, Николая Наседкина, Тима Парщикова) дополняют произведения приглашенных художников — Яна Гинзбурга, Корси, Агне-Марии Силкинайте, Анастасии Цайдер и других.
В ГЭС-2 обновили весенний проект аудиоинсталяций «Настройки» — пустовавшие несколько месяцев пространства заполнили произведения XX и XXI веков из коллекции фонда V–A–C. Среди них — работы Василия Кандинского, Александры Экстер, Давида Бурлюка, Бриджет Райли, Герхарда Рихтера, Константина Бранкузи, Луиз Буржуа и других художников, экспериментирующих с представлением пространства в последнее столетие. Экспозиция словно предлагает перейти на новый уровень и проследить связь не только между современной архитектурой и музыкой, но и визуальным искусством. Аудиоинсталляции из первой части дополнили три новых сочинения современных российских композиторов: «Мгновения» Марка Булошникова, «Поля воспоминаний» Ивана Бушуева и «Формы нежности» Антона Светличного.
Еврейский музей и центр толерантности совместно с исследовательским проектом «Заповедник» показывают 17 трогательных фотоисторий о том, как по-разному у жителей России формируется эмоциональная связь с тем, что мы называем домом. Пять разделов экспозиции отражают разные грани этого чувства — от кочевничества ненцев и родовых гнезд осетинцев до ностальгии жителей Рыбинского водохранилища по затопленному дому. Также здесь можно узнать, как люди обживают территории носителей другой культуры и находят духовные пристанища — будь то еврейская община в Костроме или буддийский домашний алтарь у калмыков.
В Центре творческих индустрий «Фабрика» показывают масштабные фарфоровые объекты и графико-текстильные работы японской художницы Юмико Оно. Они вдохновлены архитектурой и городскими пейзажами. В частности, московскими домами на реконструкции, которые покрывают тканями с изображениями зданий. На основе архивов она создала подобные изображения зданий, которые так и не были построены в Москве. Также на выставке представлены произведения из фарфора «Пан-Сити-5» и «Пан-Сити-6» — вымышленные строения, вдохновленные архитектурой брутализма в США. А работа «Утопия» состоит из 196 объектов разной формы, но одинакового веса и символизирует навеянный социалистическими идеями утопически идеальный мир, где все 196 стран равны.
В Переделкине проходит выставка, посвященная книге Льва Кассиля «Кондуит и Швамбрания» о детстве и побеге от советской действительности в вымышленную страну. Современные художники интерпретируют правила из журнала поступков кондуита и фантазии о Швамбрании. Среди участников — Мария Арендт, Людмила Баронина, Алиса Йоффе, Ольга Кройтор, Павел Отдельнов, Александра Паперно, Ульяна Подкорытова, Роман Сакин, Мария Сафронова, Елена Скрипкина, Валерий Чтак, арт-группа «МишМаш» и другие. В их работах перья для чернил становятся масками, шахматная королева прячется в гроте из кубиков, застывают качели и стрелки часов из программы «Время», а на стенах разбросаны крылатые фразы из книги. Ностальгия по советскому детству и возможность посидеть за партой здесь переплетается с трагическими событиями начала XX века и жизни братьев Кассилей, а также историей многочисленных правок книги из-за компании против космополитов.
Патимат — одно из самых распространенных женских имен в Дагестане. В ее лице на выставке в Царицыно представляют собирательный образ дагестанской женщины. В экспозицию вошло более 300 предметов: от археологических находок и традиционного дагестанского искусства до работ современных художников. Каждый из девяти залов посвящен определенному этапу или аспекту жизни дагестанки: дому, семье, свадьбе, работе, творчеству, праздникам. Среди экспонатов — предметы, которые в Дагестане традиционно изготовляют женщины: ковры и вышивки, медные кувшины, головные уборы, глиняные балхарские игрушки, тканевые и серебряные амулеты. Их дополняет живопись, скульптура и видеоарт современных художников, основанные на народных промыслах. Например, картина Джамили Азияловой написана природными красителями, применявшимися ткачихами для окрашивания шерстяных нитей на протяжении столетий, а шелковое полотно Заиры Магомедовой и Халимы Саидудиновой отсылает к женским символам — птице и древу жизни.
К 500-летию со дня рождения основоположника японского чайного действа Сэн-но Рикю в Музее Востока проводят выставку об этой культуре. Она основана на обычае совместных чаепитий среди монахов и мирян, идеях дзен-буддизма и канонах традиционной эстетики. В экспозиции представлено более 100 музейных предметов: керамическая утварь Китая, Юго-Восточной Азии, Кореи и Японии XIII–XXI веков, изделия из лака, дерева и металла, а также живопись, которой украшали комнаты и павильоны для чайных церемоний. Порядок их проведения иллюстрируют гравюры конца XIX века, мелкая пластика нэцке и окимоно. Также на выставке можно узнать, как древние традиции стали возрождать в ХХ веке и кто их соблюдает сегодня.
На выставке в «Манеже» рассказывают, как изменилась Москва за последние 10 лет и какие еще урбанистические объекты появятся в ближайшее время. Центральная часть экспозиции оформлена как общественное пространство набережной Москвы-реки. Здесь можно позаниматься йогой и поучаствовать в мастер-классах по живописи, дизайну, архитектуре, робототехнике и садоводству. А с помощью 4D-аттракционов, интерактивных макетов, инсталляций и дополненной реальности узнать, как меняются дороги, метро, дома, офисы, детские площадки, спортивные кластеры, больницы и музеи города, и вслед за ними жизнь самих москвичей.