Москва
21 августа 2024

Выставки августа в Москве: «Окна РОСТА», паблик-арт и мудборд Дунаева

Дарья Мартыненко
Трансформация фэшн-фотографии, мемы XX века и новая серия паблик-арта в Парке Малевича — рассказываем, на какие выставки сходить в августе в Москве.
Алексей Дунаев. Мудборд
Фотография
закончилась 8 сентября 2024, Мультимедиа-арт-музей

В МАММ совместно с Фондом Still Art открылась выставка работ Алексея Дунаева — победителя ежегодной грантовой программы Фонда Still Art по фэшн-фотографии для молодых фотографов. Мудборд — это набор визуальных референсов, определяющий поле стилистических и настроенческих ассоциаций, которые автор выбирает в процессе подготовки съемки. В этом процессе молодые авторы нередко ориентируются на художественные открытия предшественников. Так и визуальный язык Алексея Дунаева во многом сформировался под влиянием традиций фэшн-фотографии, возникшей в 20-х годах XX века благодаря заказам гламурных изданий. Сегодня же вслед за текстами фотография уходит в онлайн и сильно трансформируется, адаптируясь к новым способам зрительского восприятия в цифровом мире. Алексей Дунаев в своих работах улавливает эти импульсы, творчески перерабатывает их и одновременно опирается на классику жанра. А также, не навязывая своим героям жесткие рамки уже существующих ролевых моделей, чутко и тонко фиксирует процесс поиска идентичности. 

Время проведения: закончилась 8 сентября 2024
Мем. Маяковский медиа
Видео
до 20 октября, Центр «Зотов»

Знаменитые «Окна РОСТА» Владимира Маяковского — это яркий пример искусства начала XX века, встроенного в контекст социополитической и культурной реальности. Они появились во время Гражданской войны и объединили в себе идеи конструктивизма, литературу, изобразительное искусство, рекламу и сатиру, создав новый язык коммуникации с аудиторией. Эти агитационные, злободневные плакаты на простом и понятном языке размещались в пустых витринах и каждый день информировали людей о последних новостях и выполняли функцию социальной рекламы. Значительная часть из них была придумана Владимиром Маяковским — по сути, он создавал мемы по всем законам современных нам массмедиа. В экспозицию вошло свыше 170 экспонатов, рассказывающих об этом феномене, из 14 музеев и личных собраний. В их числе — более 100 подлинных плакатов Маяковского. А также живопись, графика, скульптура, фотографии, лубки, плакаты, книги, газеты, фрагменты кино и спектаклей, аудиофрагменты стихотворений поэта.

Время проведения: до 20 октября
Современное искусство в парке Малевича
Инсталляция
до 29 декабря, Парк Малевича

В подмосковном парке Малевича паблик-арт продолжает осваивать необычные территории. Теперь прогулку можно начать с новой входной зоны с детскими и спортивными площадками со стороны поселка Ромашково — здесь в партнерстве с Третьяковкой открылся экспозиционный маршрут из девяти объектов современных российских художников. «Центральный лесной оракул» и «Субтитры» творческого дуэта «МишМаш», а также «Хоровод» Аллы Урбан придуманы специально для парка с учетом его ландшафта. Впервые российские зрители увидят «Акведук» Александра Константинова, созданный в 2008 году для частного парка.

 

Эта часть парка Малевича сильно отличается от основной: здесь гораздо светлее, лес хорошо просматривается, ландшафт прорезает живописный овраг, а плавные изгибы тропинок постоянно открывают новые виды и перспективы. Поэтому кураторы Ксения Новохотько и Ирина Горлова решили переосмыслить традиции романтического пейзажного парка — арт-объекты заняли место привычных парковых беседок, скульптур, руин, наглядно показывая, что современное искусство может быть удивительно деликатным в диалоге с природой.

Время проведения: до 29 декабря
a-s-t-r-a open vol.5
Фотография
закончилась 7 сентября 2024, A-s-t-r-a

Ежегодный проект A-s-t-r-a Open служит своего рода лифтом на арт-рынке и расширяет горизонты возможностей начинающих художников. Его пятый выпуск галерея проводит в соавторстве с приглашенными кураторами — командой newnow (Марго Макаровой и Улей Савич). Как обычно, они постараются показать максимально возможное количество новых имен, несмотря на ограниченное пространство галереи. Идея этого выпуска в том, чтобы вывернуть процесс, стоящий за отбором и формированием нового пула авторов, наизнанку: показать, как мыслит команда, к чему присматривается, к каким смыслам обращаются художники, из чего складываются стейтменты, что выходит на первый план, а что остается за скобками. Это проект о том, как поле исследования сужается до нескольких имен в условиях ограниченного пространства, а куратор становится собеседником.

Время проведения: закончилась 7 сентября 2024
8.7
Подруги. К юбилею Варвары Степановой
Живопись
до 20 октября, Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Новая выставка в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков посвящена сообществу художниц, чьи судьбы пересеклись в период 1910–1930-х годов. В главных ролях — Варвара Степанова (этим проектом музей отмечает ее стотридцатилетие) и ее подруги: Ольга Розанова, Любовь Попова и Александра Экстер. Однако в разговор вовлечен более широкий круг художниц: Вера Мухина, Надежда Ламанова, Эсфирь Шуб, а также младшее поколение. Их связывали дружба, совместные интересы и участие в общей художественной деятельности.

Варвара Степанова, будучи супругой и единомышленницей Александра Родченко, в какой-то мере оказалась заложницей этого творческого тандема. Но именно вокруг нее было сконцентрировано рождение нового искусства: вместе с ней и отчасти ее глазами на выставке можно увидеть, как от супрематизма и беспредметного искусства русский авангард приходит к формулированию принципов конструктивизма, в создании которого Степанова активно участвовала.

Время проведения: до 20 октября
9.5
Журнал красивой жизни
Живопись
закончилась 6 октября 2024, Музей русского импрессионизма

Кураторский проект от директора музея Юлии Петровой и искусствоведа Ольги Юркиной. На этот раз нетривиальной призмой для взгляда на русское искусство начала XX века стал культовый журнал того времени «Столицы и усадьбы». Транслируя вкусы и ценности элиты начала XX века, этот, можно сказать, первый отечественный глянец выходил в 1913–1917 годы. Среди главных сюжетов — балы и загородные имения, политики, предприниматели и спортсмены, утонченные дебютантки, их статусные поклонники и породистые домашние любимцы. Вместе с ними на страницах уживались рецензии на художественные выставки и репродукции картин современных художников — их же нередко помещали на обложку «журнала красивой жизни». В экспозиции представят эти полотна и расскажут, как, например, модернистский портрет Анны Ахматовой кисти Альтмана, изысканный «Пьеро» Льва Бакста и обнаженная натура Виктора Штемберга под говорящим названием «Роковая» формировали стиль жизни читателей.

Время проведения: закончилась 6 октября 2024
Истоки советской фотографии. 1920–1930 годы. Из коллекции Галереи Люмьер
Фотография
закончилась 29 сентября 2024, Еврейский музей и центр толерантности

В рамках ежегодного летнего фестиваля фотографии Еврейский музей и центр толерантности показывает работы из коллекции Галереи Люмьер. Экспозиция посвящена первым десятилетиям истории советского фотоискусства — периоду смелых экспериментов и формированию нового визуального языка для агитационных газет и журналов. Это время расцвета фоторепортажей, так что проект объединяет хрестоматийные и малоизвестные кадры (всего более двухсот работ) классиков жанра: Аркадия Шайхета, Якова Халипа, Марка Маркова-Гринберга, Эммануила Евзерихина, Михаила Прехнера, Наума Грановского. Выставка состоит из шести монографических разделов, где довольно полно раскрывается творчество каждого фотографа.

Время проведения: закончилась 29 сентября 2024

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все