Москва
Вместо «Мулан»: отличные фильмы в жанре уся на замену диснеевской сказки
В прокат не выходит диснеевская «Мулан» — очередная экранизация китайской легенды о бесстрашной воительнице Хуа Мулань. Новая дата премьеры пока неизвестна, но ничего страшного: «Афиша» подобрала вам на замену шесть совершенно новых фильмов, снятых в жанре уся (азиатского приключенческого фэнтези).
Арсений Омельченко
30 марта 2020

боевик, исторический

Скрепоносная история про наемников, отдающих жизни за бесценный груз

Карьера многоопытного второпланового актера Фань Сювона aka Луис Фань, памятного многим по роли бандита-мастера из первой части «Ип Мана», в последнее время пошла в гору. За пару лет ему удалось сыграть сразу несколько главных ролей — в том числе он примерил на себя одну из самых популярных в Китае масок, знаменитого Царя обезьян («Большой святой демон» и продолжение «Великий мудрец, равный небу»).

В историческом экшене малоизвестного режиссера Тао Мэнси («Вечная юность») ему досталась роль командира элитного отряда наемников, занимающегося эскортом важных грузов. По сюжету после поражения от армии Цин верный генерал династии Мин решается на рискованный шаг — тайно переправить ко двору императора принцессу и карту сокровищ. Он устраивают состязание между отрядами наемников, в котором и побеждает прославленный эскорт. Теперь им предстоит проделать опасный путь через страну, охваченную гражданской войной, а также отбиться от наступающих на пятки конкурентов и коварных придворных. Роль самого опасного из них — Ма Бяо — досталась другому опытному каскадеру Син Юю, также отметившемуся в первом «Ип Мане», а здесь блещущего отрицательной харизмой с помощью по-злодейски выщипанных бровей.

Далее следует типичная для континентального Китая (да и любого тоталитарного искусства) история гибели бравых вояк «за Родину!». Для пущей грусти местным бойцам (имена им давно заменили боевые клички — Кузнец, Доктор, Красотка, Великан) выдумывают трагические предыстории и незамысловатые планы на будущее, которым, разумеется, не суждено сбыться. А чтобы зритель не заскучал, картину скрашивает бедноватый, но довольно бодрый экшен (Фань Сювон, например, раздает всем тумаков с помощью двух стальных дубин). На выходе имеем крепкий жанровый фильм, который порадует любителей сурового мужского уся, особенно если к концу вам удастся не запутаться в здешних интригах.

боевик, приключение, семейный

Китайский «Гоголь» с Джеки Чаном в главной роли

Вторая работа молодого режиссера Янь Цзя, повествующая о классике китайской литературы Пу Сунлине (Джеки Чан). По версии авторов фильма свои знаменитые мистические новеллы он не выдумывал, а писал, что называется, с натуры. Так, вооруженный волшебной кистью Сунлин перед тем, как накропать очередной шедевр, сначала ловит и заточает в древние свитки демонов, а затем вновь превращается в добродушного пройдоху, пытающегося втюхать свои книжки жителям очередной деревеньки (на беду его ядерная аудитория — местная детвора без гроша в кармане).

Во всевозможном комиковании и в борьбе со злом Джеки помогает отряд его «одомашненных» демонят (чем-то напоминающих Лизуна из «Охотников за привидениями»), плюс навязывающийся ему в ученики молодой детектив Янь Фэй (Остин Линь) — слишком честный и самоотверженный для провинциального полицейского. Вместе им предстоит распутать исчезновение дочери местного богатея и узнать печальную тайну демонессы Не Сяоцянь (Чжун Илейн), отдавшей собственную душу ради того, чтобы ее возлюбленный Нин Цайчэнь (Итан Жуань) смог стать человеком.

Трагическая история этой парочки занимает большую часть фильма — и к финалу полностью задвигает главных героев на второй план. Из-за этого кино оставляет ощущение завязки для целой серии картин, которой не суждено сбыться из-за вялых кассовых сборов. Впрочем, помимо красивой и берущей за душу центральной сказки в «Рыцаре теней» есть и пара крутых экшен-сцен наподобие битвы с сестрой демонессы в лавке зеркал, сделанной в духе «Армии тьмы»: Джеки Чан дает жару не хуже Брюса Кэмпбелла.

боевик, приключение, комедия

Красочное фэнтези про крылатых людей и расизм

Еще один дебютант в полнометражном кино — Леон Ян — снял залихватское приключенческое фэнтези с довольно запутанным сеттингом. Давным-давно клан крылатых жителей неба развязал войну с людьми. Благодаря отважному герою человечество одержало верх над захватчиками, а новым домом для людей стали руины рухнувшего с небес города Уранополиса. Однако в недрах его таится жуткая «машина судного дня», активировать которую может лишь древний артефакт — жемчужины Наги.

Заполучить его и «сделать крылатых снова великими» решает наследник тирана Сюэле (сильно припудренный CGI Саймон Ям) во главе небольшой банды революционеров. Но все идет не по плану — и макгаффин оказывается за пазухой у «неуловимого вора» Ни Конкуна (Даррен Ван), который помимо раздутого эго выделяется таинственной светящейся рукой. Вместе с очаровательной крылатой женщиной-полицейским (Чжан Тяньай) и взбалмошным принцем под прикрытием (Шэн Гуаньсэнь) им предстоит спасти мир от разрушения, а заодно раскрыть парочку его мрачных тайн.

Любопытно, что по атмосфере фильм напоминает не классические уся-сказки, а скорее фэнтезийный киберпанк, выстроенный вокруг угнетенной расы крылатых. Некоторую мрачность картины разгоняет обилие трюкового юмора в духе «Пиратов Карибского моря», а также довольно безумный арсенал героев — к примеру, «неуловимый вор» вовсю размахивает прицепившимся к крюку ручным броненосцем, имеющим помимо прочего убийственную пердящую атаку. В итоге собранное из самых разных частей кино вышло эклектичным и нестройным, но довольно захватывающим и уж точно запоминающимся. Сцена после титров недвусмысленно намекает на сиквел, о котором, впрочем, пока ничего не известно.

фэнтези, мелодрама

Уся-мелодрама про летающих воинов, меряющихся ци

Цикл фэнтезийных онлайн-романов «Нефритовая династия» Сяо Дина с начала нулевых приобрел культовый статус в Китае и (даже) за его пределами. По нему уже сделали масштабную онлайн-игру и двухсезонный сериал «Легенда о Чусэнь» (кстати, тоже доступный в сети). А в прошлом году эта история добралась и до больших экранов. Амбициозный проект доверили поставить ветерану гонконгского экшена Цзину Сюдуну aka Тони Чину («Императрица и воины», «Чародей и белая змея»).

Фильм, в заглавии которого красуется недвусмысленная римская единица, по сути, представляет собой расширенную экспозицию многотомной истории. Она повествует об эдаком китайском Хогвартсе — горе Айне, на заоблачных пиках которой мастера кунг-фу обучают молодых адептов полетам и прочим премудростям уся-магии. В центре сюжета местный Иванушка-дурачок — Чжан Сяофань (Шон Сяо), которого еще ребенком забрал из разрушенной деревни мастер пика Большого бамбука Цинъюнь Тянь Буи (Цю Синьчжи).

Простодушному юноше куда лучше дается готовка, чем магические практики. Однако именно ему судьба уготовила пробудить древнее демоническое оружие, схлестнуться с темными колдунами, вскрыть нелицеприятную подноготную Айне и пойти против бывших учителей и приемной семьи. Так что ждать «гарри-поттеровского» хеппи-энда здесь не стоит. Да и по части мелодрамы история тоже прыгает с места в карьер — в полтора часа авторы умудрились спрессовать целый клубок запутанных любовных переживаний главных и второстепенных персонажей. Впрочем, за разъяснениями всегда можно обратиться к первоисточнику, а вот будущее кинофраншизы пока остается туманным.

мультфильм, боевик, приключение

Знаковая трехмерная анимация по китайской классике

Для не хватающей звезд с неба китайской анимации прошлогодний «Нэчжа» стал настоящим прорывом. Будучи первой картиной из Поднебесной, снятой в формате IMAX, она побила все рекорды проката и с результатом в 700 млн долларов стала самым прибыльным неанглоязычным мультфильмом в истории и первым китайским мультфильмом, номинированным на «Оскар» в категории «Лучший иностранный фильм», хоть и не попавшим в шорт-лист.

По сюжету из-за интриг Небесного двора в семье генерала Ли Цзин вместо избранника неба рождается озорной и непоседливый маленький демон Нэчжа, а в глубинах океана на свет появляется другой малыш — сын коварного Царя драконов. Несмотря на разных отцов и учителей, жизни мальчиков неразрывно связаны, и вскоре им предстоит решить судьбу мира и найти свое место в нем, сойдясь в непримиримой битве льда и пламени.

Стоит заметить, что на Востоке Нэчжа является без преувеличения культовым персонажем, уступая пальму первенства разве что только вездесущему Царю обезьян. С ним его, кстати, роднят и богоборческие амбиции, и скверный эксцентричный характер, и даже сковывающее его силу кольцо на шее (у Сунь Укуна, обезьяньего царя, эту функцию выполнял обруч на голове). Если подбирать западный аналог демоноборца, выступающего редкой занозой в заднице, на ум сразу приходит Хеллбой. 

Кстати, о непоседливом повелителе огня помимо фильмов (из последних, к примеру, амбициозная и дорогая «Лига богов» 2016 года) до этого уже снимали и мультфильмы — в частности, классический «Нэчжа побеждает Царя драконов» 1979 года. Однако благодаря новой экранизации персонаж может вырваться за пределы Поднебесной и стать локомотивом современной китайской анимации. Вообще мультфильм снят по золотым заветам студий Disney и Pixar. Но при этом он не столько заимствует, сколько адаптирует и перепридумывает знакомые приемы — да так ловко, что вскоре об этом забываешь. И хотя технически «Нэчжа», конечно, уступает не только американским, но даже и дорогим европейским мультфильмам, кассовые рекорды должны подтолкнуть китайских медиамагнатов гораздо активнее вкладываться в анимацию. Пока светлую перспективу немного омрачает только то, что долгожданное продолжение заморожено на неопределенный срок из-за пандемии коронавируса.

боевик, фэнтези

Большой переполох в маленьком трактире

Пять лет назад после сорвавшей солидный куш «Охоты на монстра» в Китае начался настоящий бум на всякого рода мимимишных CGI-чудищ. К концу десятилетия отметиться на этом поприще решил и гонконгский классик Лау Вай Кюн aka Эндрю Лау («Двойная рокировка»). Но, к сожалению, запоздал — судя по последним сборам, китайский зритель уже объелся всевозможными 3D-могваями. «Кунг-фу монстр» оказался в ряду громких кассовых провалов прошлого года. Впрочем, в самом фильме местное чудище тоже смотрится несколько посторонним. Сюжетные шестеренки вовсю крутятся и без него, а по части фриковатой эксцентричной харизмы люди здесь явно переигрывают творение китайских аниматоров.

Что касается самого сюжета, то это история об очередном смутном времени, когда власть в стране захватил деспотичный евнух (Алекс Фон). Для своего коварного заговора он выписывает из заморских стран детеныша-чудище. Натаскать его и превратить в непобедимое оружие поручено верному генералу (Луис Ку), который внезапно решает завязать с грязной работой и сбегает с монстриком. Двум самым разыскиваемым преступником долго удается водить за нос всевозможных охотников за головами, но в итоге бывший хозяин все же настигает беглецов на полузаброшенном постоялом дворе в горной глуши. Волею судьбы помимо них в осажденном трактире оказывается заперта довольно разношерстная компания всякого сброда, каждому из которых теперь предстоит выбрать сторону и сыграть свою роль в кровавой развязке. Фильм представляет собой комедийный ремейк гонконгской классики «Таверна у врат дракона» (известной также как «Харчевня Дракона»). Вот только генеральских детей заменили на большеглазого пушистого пупса, а галерею проработанных персонажей — на пеструю толпу ряженых, разыгрывающих веселый, но довольно путаный кинокапустник. Впрочем, в этой карнавальной бесшабашности есть какое-то свое странное обаяние. И если простить картине разные огрехи, за ней вполне можно скоротать вечерок и от души похохотать.