Пролежавший несколько лет на полке из-за серьезных юридических проблем полнометражный режиссерский дебют Петра Тодоровского — романтическая комедия про водителя лимузина Севу Горолева (Александр Петров), который должен отвезти взбалмошную невесту Машу Соколову (Вильма Кутавичюте) к ее жениху в Сочи, но есть нюанс: Маша — первая любовь Севы, с которой он расстался давным-давно.
Несмотря на то, что фильм был снят в 2016 году, есть ощущение, что он родом откуда-то из 1986-го: тогда в США как раз были в чести такие ромкомы с циничными и одновременно нежными главными героями. Он — мудаковатый, но обаятельный и талантливый бессеребренник (вы не поверите, но персонаж Петрова хочет стать актером!). Она — невозможно красивая блондинка, которая хочет выйти замуж за богача, чтобы ни в чем не нуждаться (ох, какой же у Кутавичюте тягучий сексуальный прибалтийский акцент!). Эти герои просто обязаны быть вместе, хотя такие отношения, как у них, сейчас принято называть токсичными. Впрочем, винить Тодоровского-младшего в том, что он воспроизводит в своем кино романтические клише 30-летней давности (чего только стоит один лимузин!), не имеет смысла: он как раз 1986 года рождения и, очевидно, вырос на таком кино. К тому же он свое дело знает: несмотря на архаичность, «Лавстори» — недурно написанная, прилично поставленная и хорошо сыгранная кинопьеса на двоих. Единственное: из Александра Петрова так себе Мики Рурк. А вот Ким Бейсингер из Вильмы Кутавичюте — очень даже.
«Сказка для старых» (не для взрослых, а именно для «старых», сорокалетних — тех, кто помнит, как жилось в стране во время первоначального накопления капитала). Фильм Романа Михайлова и Федора Лаврова возвращает нас в лихие 1990-е, когда в стране все рухнуло. Впрочем, это очень символические 1990-е. Согласно сказочным тропам (подробно прописанным у В.Я. Проппа) все начинается с того, что криминальный авторитет по прозвищу Батя (Анатолий Тишин) вызывает троих своих «сыновей» — Старшего (Кирилл Полухин), Среднего (Федор Лавров) и Младшего (Роман Михайлов) — на сходку. Года три назад хранитель общака Муля (Евгений Ткачук) сбежал с деньгами, его нашли, казнили и похоронили. Но, говорят, будто бы живого Мулю недавно видели одновременно в трех городах: Питере, Новосибирске и Ростове. Наши герои отправляются на разведку, не будучи в курсе, что для каждого из них это путешествие обернется психоделическим кошмаром в духе джармушевского «Мертвеца».
Сорежиссер фильма и автор идеи Роман Михайлов (для него это кинематографический дебют) больше известен как театральный постановщик и писатель, причем в красноречии он не уступает Квентину Тарантино и Гаю Ричи. Однако сравнивать «Сказку» с фильмами последних — пустое дело, как и с картинами Алексея Балабанова (хотя сравнивать, конечно, будут). Все дело в том, что фильм Михайлова и Лаврова не стилизация, а формалистский эксперимент. Снимать на полном серьезе в 2022 году фильмы про бандитов из девяностых а-ля «Бумер» уже невозможно. Нужно придумать какой-нибудь интересный прием. И Михайлов его нашел: раз 1990-е уже превратились в мифологизированную эпоху, то почему бы не рассказать про бандитов в кожанках былину, ведь они уже и так стали героями страшных сказок. Скажем прямо: этот прием работает. Благодаря ему, а также приглушенным тонам и музыке группы «25/17» «Сказка» заходит на ура. Однако помимо этого картина еще служит отличным и своевременным напоминанием о том, что, хоть 1990-е и были дико интересной и захватывающей эпохой, возвращаться в них совсем не хочется.