Москва

«У нас привидение!» и еще три семейные страшилки про дома с призраками

Арсений Омельченко, Евгений Ткачёв
На стриминге Disney+ 4 октября выходит семейный хоррор «Особняк с привидениями», а «Афиша» вспоминает еще четыре комедийных ужастика про дома с паранормальными явлениями.
  • У нас привидение!
    2023, Приключение

    Афроамериканское семейство Пресли — отец Фрэнк (Энтони Маки), мать Мелани (Эрика Эш) и двое детей: старший брат Фултон (Нил Фитч) и младший Кевин (Джахи Ди’Алло Уинстон) — переезжает в старинный дом, где просто обязаны водиться привидения. И действительно, вскоре Кевин знакомится с доброжелательным призраком Эрнестом (Дэвид Харбор), который ничего не помнит, в том числе и как говорить. Парень берется помочь этому мужчине, однако вскоре благодаря завирусившемуся видео о его существовании становится известно общественности, популярному экстрасенсу (Дженнифер Кулидж) и зловредному ЦРУ, которое не прочь поставить над Эрнестом пару-тройку экспериментов.

    Это уже второй за год фильм, в котором Дэвид Харбор водит дружбу с темнокожим пареньком (другой — «Гран Туризмо» Нилла Бломкампа про гонки), и второй про дом с призраком (другой — диснеевский «Особняк с привидениями»). И если «Гран Туризмо» и «Особняк» провалились в прокате, то «У нас привидение!» ни шатко ни валко прошел на «Нетфликсе». Оно и понятно: все-таки от талантливого хоррормейкера Кристофера Лэндона после «Счастливого дня смерти» и «Дичи» ждешь чего-то большего, чем семейной страшилки на переживающем кризис стриминге.

    Однако «Привидение» не настолько плохо, как можно подумать, глядя на его дурацкий постер. Главная проблема картины в том, что Лэндон решил запихнуть в один фильм сразу два. Первый — это история дружбы подростка и призрака (тут сразу же вспоминается не только отечественный «Призрак», но и австралийский ситком «Элли и Джулс»). Второй — детектив, в котором персонаж Харбора расследует собственное убийство, как Патрик Суэйзи в «Привидении» (неспроста же главные герои смотрят легендарную мелодраму Джерри Цукера по телевизору). В итоге эти два фильма плохо склеиваются друг с другом просто потому, что переключения между ними происходит достаточно резко. Впрочем, Харбор такой обаятельный, а его дружба с Кевином такая искренняя, что Лэндону все-таки удается вышибить небольшую искру из их отношений, а у зрителей — слезу.

    Е.Т.

    Подробнее о фильме
  • 6.7
    Бодрость духов
    1988, Фэнтези

    Владелец древнего ирландского замка Питер Планкетт (Питер О’Тул) оказывается на грани банкротства. Чтобы спасти поместье от жадных кредиторов, он решается на авантюру и превращает дом своих предков в настоящий рассадник привидений, а затем зазывает к себе самую платежеспособную публику — американских туристов. Среди них — молодожены Джек (Стив Гуттенберг) и Шерон (Беверли Д’Анджело) — зять и дочь толстосума, который хочет прикарманить тот самый замок. Вот только не все призраки в поместье оказываются выдумкой.

    После успеха криминальной мелодрамы «Мона Лиза» подающего надежды ирландского режиссера Нила Джордана («Интервью с вампиром», «Марлоу») позвали в Голливуд, где он выдал подряд две комедии с голливудскими звездами — «Бодрость духов» и «Мы не ангелы», причем к первой сам же и написал сценарий. Из родной Ирландии он подхватил актера-тяжеловеса Питера О’Тула и молодого Лиама Нисона. Американскую сборную в картине представили Стив Гуттенберг и две красотки — Дэрил Ханна и Беверли Д’Анджело («Каникулы»), с которой у режиссера тогда был роман.

    На этой дихотомии обаятельных ирландских пройдох и потешных снобов-американцев и должна была строиться эта авантюрно-семейная комедия. Но Джордану явно было тесно в рамках одного жанра — кино бросает то в настоящий мистический триллер, то в адюльтерный фарс с явным эротическим уклоном. Юного священника тут соблазняет битница в исполнении Дженнифер Тилли, а главные герои без тени сожаления меняются партнерами: Шерон предпочитает мужу-тюфяку поджарого абьюзера XVIII века, а герой Гуттенберга остается в объятиях разложившейся за 200 лет невесты (сцена их поцелуя — лютый кринж). Сам Джордан утверждал, что все лучшее в фильме вырезали на монтаже, хотя сцена с прорвавшимся в реальность театром бумажных марионеток впечатляет и сегодня — искусство там пробивает новое дно!

    А.О.

    Подробнее о фильме
  • 6.6
    Каспер
    1995, Фэнтези

    Стервозная мисс Керриган Криттенден (Кэти Мориарти) получает в наследство старинное поместье, в котором, по слухам, спрятано сокровище. Вот только особняк уже занят — здесь обитают трое баламутов-привидений и дружелюбный призрак Каспер. Чтобы избавиться от такого соседства, она приглашает специалиста по паранормальным явлениям, доктора Джеймса Харви (Билл Пуллман), который вместе с маленькой дочкой Кэт (Кристина Риччи) колесит по стране в надежде встретиться с погибшей женой.

    Разобравшись с инопланетянами и динозаврами, Стивен Спилберг решил взяться за еще одних героев детских фантазий — привидений, и перенести на большие экраны историю добродушного привидения Каспера, комиксы и мультфильмы про которого выходили в США с 1940-х годов. Изначально фильм должен был снимать Алекс Пройас, только что прогремевший с трагической во всех смыслах готикой «Ворон». Но из-за творческих разногласий тот покинул проект, и фильм отдали подающему надежды сериальному режиссеру Брэду Силберлингу, который позже снимет «Город ангелов» и «Лемони Сникета», а после пары-тройки неудач вновь погрузится в пучину телевидения. Фильм задумывался прежде всего как визуальный аттракцион. Поразившие мир в «Парке Юрского периода» спилберговские технокудесники Деннис Мурен и Майкл Лантьери должны были уже без помощи аниматронных кукол подружить на экране живых актеров и CGI-персонажей. В этом плане кино отлично состарилось и спустя без малого сорок лет смотрится вполне пристойно, что редкость для ранней 3D-анимации. А вот сценарий (который, кстати, переписывал никому еще не известный Джей Джей Абрамс) вышел довольно дырявым. Героям приходится буквально тянуть драматургию из чересчур пасторального сюжета, а мистериальный финал явно фальшивит и вряд ли выбьет слезу.

    А.О.

    Подробнее о фильме
  • Башня ужаса
    1997, Триллер

    Потерявший работу из-за скандала журналист Баззи Крокер (Стив Гуттенберг) пишет для сомнительных таблоидов и надеется вернуться в серьезную прессу. И тут ему в руки попадет эксклюзив от очевидицы страшной и мистической истории полувековой давности. Тогда в знаменитом отеле упал лифт с пассажирами, а после погибшие стали являться постояльцам, из-за чего гостиницу пришлось закрыть. Вместе с племянницей Анной (Кирстен Данст) он с головой берется за расследование и вскоре обнаруживает, что здесь действительно не обошлось без черной магии.

    Первая попытка компании Disney заработать на своих аттракционах в кино. Потом будут и «Миссия на Марс», и «Пираты Карибского моря», и «Дом с приколами», и другие многомиллионные блокбастеры, но начиналось все со скромного телефильма по «Башне ужаса в Сумеречной зоне» — страшилке в парке Флориды, навеянной знаменитым сериалом. Постановка была настолько бюджетной, что часть сцен снимали прямо в парке аттракционов, а в режиссерское кресло сел Ди Джей МакХейл, до этого работавший над съемками другого культового миллениальского сериала «Боишься ли ты темноты?». Собственно, на полуторачасовой эпизод этого сериала и смахивает «Башня ужаса». Такая страшилка у костра — отельный хоррор в духе «Сияния» для самых маленьких, где мистический антураж существует скорее для атмосферы, а на деле история оборачивается детским детективом с мощным моральным посылом и чудесным хеппи-эндом. И хотя постановке отчаянно не хватает денег и размаха, она может отлично подойти для семейного просмотра — детей увлечет несложный, но цепляющий сюжет, а родителей — неповторимый вайб девяностых.

    А.О.

    Подробнее о фильме