Алексей Олейников — не только известный писатель («Соня из 7-го „Буэээ“»), но и учитель-словесник, поэтому школьные сюжеты в стихах ему удаются узнаваемо и радостно-сюрреалистично. Группа старшеклассников отправляется на экскурсию на хлебзавод, где произойдет, по определению режиссера Никиты Бетехтина, «свежий замес в девяти эпизодах». Визуальная составляющая спектакля могла бы представить собой отдельную экскурсию в музей современного искусства. Театр рекомендует спектакль подросткам от 14 лет.
Встретились однажды Пирогов, Пискарев и Башмачкин. Вернее, не однажды. Сначала — в мире Николая Гоголя, потом — в визуально-пластическом этюде художника и режиссера Даниила Ахмедова. Их мечта становится одержимостью, а значит, друг друга они не выслушают. Место действия — Санкт-Петербург, город музеев, и все здесь превращаются в экспонаты на его совершенном и мистическом фоне.
Заглавная героиня летает над изумленной публикой, среди которой в зале много взрослых, пришедших без детей, хотя спектакль справедливо идет с возрастным маркером «6+» на афише. Для них, как и для Алисы, это спектакль об ушедшем детстве, которое при этом (как ни парадоксально) навсегда остается с человеком. Безмолвные диалоги женщины и девочки (мы часто видим на сцене обе ее ипостаси) с настигшими ее чудесами и странными персонажами, полувидениями-полуклоунами, полны как почти цирковой радости с летящими в зал огромными шарами, так и лирической грусти, которую часто можно угадать за набеленными лицами.
Трагическая история Менделя Крика и его семьи из одесских произведений Исаака Бабеля стала мюзиклом сочинения Александра Журбина. И это, несмотря на внешнюю красоту, спектакль для взрослых: внутренний драматизм даже в этом жанре — сильная сторона труппы во главе с исполнителем одной из заглавных ролей Саввой Ревичем. В 2017 году спектакль получил две премии «Золотая маска» в своей категории — за лучший спектакль и лучшую работу режиссера (Роман Феодори).
Режиссер Роман Феодори и его команда планируют поставить все семь книг Клайва Льюиса, ориентируясь на хронологический порядок событий, а не на последовательность выхода в свет отдельных томов. Так, первым стал написанный последним приквел, объясняющий читателям, как появилась волшебная страна Нарния. Как всегда в спектаклях Красноярского ТЮЗа, для семейной аудитории полноценное шоу с впечатляющими костюмами и завораживающими полетами персонажей над сценой невозможно без серьезных размышлений, возникающих по ходу прихотливого сюжета. В данном случае смерть матери становится поводом для фантазий подростка.
«Конь и его мальчик» обманывает ожидания зрителей первого спектакля отсутствием столь же ярких эффектов, полетов, запоминающейся музыки, но продолжает принципиальную тему сиротства и выдуманного мира. Здесь волшебство начинается после пролога, действие которого разворачивается в обычном лондонском сером приюте. Нарния отделена от реальности красным занавесом с ровными складками; за ним выстраиваются иногда нарочито театральные персонажи, у которых часто есть близнецы и двойники. Важный вопрос — можно ли сохранить себя, эскапировав к фавнам, говорящим животным и королям, особенно если сказка становится тем более счастливой, чем страшнее реальная жизнь.