Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
29 декабря 2023

Скандинавское фэнтези «Три орешка для Золушки»: каким получился норвежский ремейк старой сказки?

Евгений Ткачёв
Если у нас на Новый год принято смотреть «Иронию судьбы», то в Восточной Европе «Три орешка для Золушки», у которых недавно вышел норвежский ремейк. Но насколько современной получилась новая версия классической чехословацкой киносказки? Кратко рассказываем про ремейк и незабываемый оригинал, опередивший свое время.

Обаятельная сиротка Золушка (Либуше Шафранкова) очаровывает наследного принца (Павел Травничек), но их счастью мешает ее злая мачеха (Карола Браунбок). Однако, несмотря на все ее запреты, девушке удается попасть на королевский бал, где она очаровывает уже всех.

Вышедшая в 1973 году и любимая несколькими поколениями зрителей киносказка совместного производства чешской студии «Баррандов» и восточногерманской ДЕФА. Особой популярностью она пользуется в Чехии, Германии и Норвегии, где вот уже более 30 лет ее показывают по ТВ на Рождество (так, например, в Германии в новогодние праздники 2012/2013 года фильм был показан аж 14 раз, а в Чехии его и вовсе признали лучшим сказочным фильмом XX века!). Авторы и не скрывают, что снимали эту картину на века. Как говорит актриса Даниэла Главачова, сыгравшая Дору, сводную сестру Золушки:

«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съемочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».

Главная особенность этой экранизации заключается в том, что в ее основу легла сказка братьев Гримм в переложении Божены Немцовой под названием «Три сестры». От более популярной вариации Шарля Перро она отличается тем, что Золушке тут помогает не фея-крестная, а растущий на могиле ее матери волшебный орешник (в фильме и вовсе — три фундука).

Картина снималась в живописных местах: в немецком замке Морицбург недалеко от Дрездена, небольшом замке Швигов недалеко от Пльзеня, в Моравии и пригороде Крнова, в частности — в церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Иначе говоря, в ней нет никакого CGI, а есть настоящий снег и морозный дзен, который дарит ощущение настоящего волшебства.

Также в картине поражают костюмы героев. За источник вдохновения художник Теодор Пиштек взял моду эпохи Возрождения и зимние картины Брейгеля. Но еще больше поражает эмансипированная героиня Либуше Шафранковой, которая на манер Ларисы Голубкиной из «Гусарской баллады» переодевается в мужскую одежду, прекрасно управляется с арбалетом и конем. А в сцене охоты затыкает придворных принца за пояс. Не удивительно, что эта Золушка стала ролевой моделью для многих девочек из стран Восточного блока — и удивительно, что Голливуд к такой фем-репрезентации приблизился только сейчас.

В Норвегии так любят «Три орешка для Золушки», что в 2021 году сняли ремейк. Причем режиссерское кресло изначально предлагали постановщику оригинала Вацлаву Ворличеку, но тот отказался, потому что врачи запретили ему работать на холоде (а зимой 2019 года режиссера в возрасте 88 лет, к сожалению, не стало). В итоге постановкой занималась скандинавская режиссерка Сесиль А.Мосли («Анатомия страсти»).

На сей раз съемки проходили в расположенном под открытым небом лиллехаммерском этнографическом музее «Майхауген», в котором собрано более 200 построек, связанных с бытом норвежцев за последние 500 лет. Сюжет остался без изменений: Золушка (певица Астрид С) все также влюбляется в принца (Ченгиз Ал) и благодаря орешнику отправляется на бал. Изменению подвергся только характер сводной сестры Золушки Доры (Ингрид Гьявер), которая из надменной дворянки превратилась в жертву властной матери (Эллен Доррит Петерсен) — та не считается ни с чьими интересами, кроме собственных, носит такую же прическу, как у Гэри Олдмана в «Дракуле», и, подобно вампиру, пьет кровь из своих близких.

Видно, что ремейк «Трех орешек для Золушки» сделан с любовью, в него вложено немало сил: так, Астрид С для съемок несколько месяцев училась ездить верхом и стрелять из лука. Но также невооруженным глазом видно, что над фильмом витает дух необязательности. По большому счету Сесиль А.Мосли не сообщает нам ничего нового в известной истории (на фундук надейся, а сама не плошай!). Не проводит ревизию ключевого конфликта — в отличие от недавней голливудской «Золушки» с Камилой Кабельо, в которой мачеха не была против того, чтобы ее падчерица вышла замуж за принца. Она была против того, чтобы Золушка занялась своим бизнесом. В итоге норвежский конформизм превращает новый фильм в фанфик. Старая экранизация была слишком прогрессивной для своего времени, а эта получилась слишком консервативной для нашего.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все