Москва

Путеводитель по фестивалю новой академической музыки reMusik.org

Вопреки всему к 2021 году reMusik.org превратился в главный фестиваль новой академической музыки в России — в отсутствии полноценного издания «Другого пространства» у него просто нет серьезных конкурентов. Несмотря на все логистические препоны, в Петербург приедут ведущие европейские композиторы и ансамбли современной музыки, идти фестиваль будет две недели вместо одной, а к его площадкам добавились Большой зал филармонии, арктический ледокол «Красин» и другие любопытные места. Чтобы не потеряться в плотном графике событий фестиваля — пользуйтесь гидом «Афиши» по лучшим событиям восьмого reMusik.org.
Редакция «Афиши»
17 мая 2021

Образцовые струнники с главным жанром камерной музыки

Откроют восьмой фестиваль reMusik.org образцовые французские струнники Quatuor Diotima, которые хоть Моцарта, хоть Лахенмана сыграют на уверенном мировом уровне. В программе три квартета — от необычной для Сергея Невского тихой партитуры до напряженной и резкой музыки от Оскара Бьянки — и концентрированное сочинение «Weggeschliffen» немки Сары Немцов, которое, кажется, вот-вот лопнет от утрамбованных в нем обрывков тонов и струнных шорохов и хрустов. Акцент на квартетах вряд ли случаен: некогда он считался главным жанром камерной музыки. Quatuor Diotima докажет, что в нем и сегодня происходят тектонические сдвиги.

8-канальная электроника в машинерии арктического ледокола

Композитор, импровизатор, создатель импров-оркестра и арт-директор Музея звука Дмитрий Шубин подготовил для reMusik.org 8-канальную инсталляцию «Machineria Octophonica» для машинного отделения ледокола «Красин». Многоуровневые старинные механизмы даже в пришвартованном судне издают массу любопытных звуков (правда, слышит их мало кто — без говорящего экскурсовода в машинное отделение не попасть). Шубин усилил и обработал некоторые из них, добавил полевых записей и электроники, а результат вывел на прихотливо размещенные динамики — не приходится сомневаться, что получилась целая симфония шумов.

Пять мировых премьер от лучшего ансамбля новой музыки в России

Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) сыграет одни из самых важных концертов фестиваля reMusik.org: пять мировых премьер от композиторов разных поколений. За старших москвичка Ольга Раева, петербурженка Светлана Лаврова и гражданин мира Борис Филановский, который последние годы пишет бесконечное сочинение, — слушатели попадут в один из звуковых процессов, изъятый из общего корпуса его музыкальных текстов. Поколение тридцатилетних представят Эндрю Максбауэр и один из главных петербургских энтузиастов современной академической музыки Артур Зобнин.

Капелла, Санкт-Петербург,
26 мая 2021 г. в 21:00

Акустический эмбиент из органа и четырех саксофонов

Австрийский органист и композитор Клаус Ланг пишет музыку, от которой время буквально застывает. Нахождение в его сочинениях можно сравнить и с мистическим переживанием (он писал в том числе и духовную вокальную музыку). На фестивале reMusik.org Ланг вместе со швейцарским квартетом саксофонистов Konus Quartett исполнят совместное сочинение «Drei Allmenden» — медленную канонаду духовых звуков, которая балансирует между просветлением и апокалипсисом. Когда эту музыку наконец издадут, она мгновенно станет классической эмбиент-записью.

Импров в большой форме со швейцарским саксофонистом

Почти 10 лет благодаря музыканту Дмитрию Шубину в Петербурге есть целый оркестр, существующий на стыке импровизации и композиции: он и следует за командами дирижера, и играет как независимое сообщество импровизаторов. В последние годы оркестр взял Гран-при премии Курехина и побывал на многих российских сценах и фестивалях. Если вы еще не бывали на его концертах, то самое время исправить это на фестивале reMusik.org — тем более здесь у него будет уникальный перформанс со швейцарским саксофонистом-импровизатором Кристианом Коби.

Новая экстремальная музыка для ансамбля

Ансамбль из Граца Schallfeld сыграет, вероятно, самую колючую программу фестиваля reMusik.org. Александр Хубеев в «Memory Scars» деконструирует саунд камерного ансамбля и превращает его в шумное акустическое месиво, пьеса Даниэля Зеа «Elegant Spanking» («Изящная порка») оправдывает свое название хлесткими струнно-духовыми диссонансами, а «Situation II/Dialoge» Анахиты Аббаси полностью состоит из ритмичных шероховатых шумов. Итальянский автор Пьерлуиджи Биллоне также известен любовью к необычным звукам, которые можно извлечь из классических инструментов.

Неординарное израильское трио с концертом про звучащую тишину

В израильском трио SEV объединились саксофонист, виолончелист и гитарист. Один только нестандартный инструментальный состав обеспечивает им вполне уникальный саунд: SEV больше полагается на короткие отрывистые звуки, а легато у них получаются хрупкими и почти осязаемыми. Не случайно на reMusik.org они будут играть музыку, в которой много звучащей тишины: например, в «This Is Pure, Clear Interpretation of Life» Йоава Леви редкие звуки собираются в прозрачную сетку, а «Heat Wave II» Оливера Вебера — это просторная галерея мелкой акустической моторики. Также будет мировая премьера нового сочинения Алексея Сысоева — большого знатока выразительных пауз и умолчаний.

Звуковые перформансы и мутации на закрытии reMusik.org

К восьмому изданию reMusik.org подтвердит статус ключевого фестиваля новой музыки первым концертом на самой исторической сцене Петербурга — в Большом зале филармонии. Здесь выступит немецкий Ensemble Recherche — один из самых авторитетных немецких ансамблей современной музыки, в активе которого личные контакты с Сальваторе Шаррино, Хельмутом Лахенманом и другими крупнейшими композиторами и концерты на главных сценах во всех частях света. Программа отличная: тут и мировые премьеры от остроумных российских авторов Владимира Раннева и Владимира Горлинского (от обоих ждите хитрые перформативные находки), и первое российское исполнение пьесы-имитации птичьего пения «Liebeslied» Каролы Баукхольт, и новая версия «A Word of Mouth» Эмилио Гуима — звуковых догонялок для видео и ансамбля.