Путеводитель по фестивалю новой академической музыки reMusik.org

26 мая 2022
Редакция «Афиши»
26 мая 2022
Придуманный композитором Мехди Хоссейни петербургский reMusik.org на девятый год существования подтверждает репутацию лучшего фестиваля современной музыки в России. Спецоперация лишила его многих иностранных участников, но не иностранных пьес — это по-прежнему полная и достоверная звуковая карта мира на данный час. К тому же в насыщенной программе отчетливо видно, как сильно рванули вперед российские музыкальные силы.
  • Новая музыка для старинного инструмента

    На виоле да гамба играли, зажав ее между ног или положив на бедро. Ее вытеснила виолончель; в XX веке гамбу реконструировали, и появились гамбисты-виртуозы, так что в определенном смысле нынешняя виола да гамба — современный инструмент, и естественно, что для нее пишут новые сочинения. Антон Изгагин — один из немногих в мире, кто владеет этим репертуаром. Вся музыка прозвучит в России впервые, а пьесы Рачьи Есаяна и Владимира Ладомирова написаны специально для концерта.

  • Мировые премьеры от амбициозного московского ансамбля

    За неполных семь лет Kymatic превратился в солидный концерн новой музыки. Тому свидетельством пудовая петербургская программа, для которой в разные страны отправилось шесть заказов. Во многом это манифест нового поколения российских композиторов: новые пьесы представляют Кирилл Архипов, Дмитрий Мазуров, Олег Гудачев, Егор Савельянов. Сегодняшний день в концентрированном звуковом виде — музыка для того, чтобы чуть лучше понять, где мы находимся.

  • Неведомые звуковые пути в концерте-импровизации

    В путешествие без карты и навигатора отправляются виолончелистка Ульрике Бранд и Дмитрий Шубин — арт-директор Музея звука, собравший в Петербурге оркестр, хор и школу импровизации. Обычно Шубин отвечает за электронику и орудует в рояльном чреве. Рядом в полумраке матово светится корпус старой доброй виолончели, но внешность обманчива: слушателям достается психоделический нойз. Вдвойне интересно следить за коммуникацией исполнителей, возводящих общую конструкцию, но также и соревнующихся друг с другом в музыкальном остроумии.

  • Бенефис петербургского скрипача-универсала

    Человек-оркестр, постоянно и успешно продвигающий современную музыку, на лучшем ее фестивале удостоен персонального концерта. Скрипка соло в течение часа не будет занудством — Артур Зобнин представляет ее как универсальный инструмент-театр. Программу он увенчал пьесами западных корифеев Жоржа Апергиса и Яниса Ксенакиса, пригласил со свежими пьесами своих ровесников Араша Азади и Габриеле Спампинато, почтил память петербургского genius loci Сергея Слонимского — и только по скромности не включил собственную музыку.

  • Струнный квартет как радикальный инструментальный состав

    Наш слух настроен на восприятие классико-романтической музыки, занимающей исторический отрезок в полтора века. Все, что лежит за этими границами, кажется одинаково диким и странным, поэтому старинная и современная музыка так легко сближаются. В Московской консерватории их изучают на общем факультете, откуда родом и Vacuum Quartet. Начав с музыки барокко, они переключились на ультрасовременный репертуар. Гвоздь нынешней программы, сплошь состоящей из российских и мировых премьер, — авторский ремейк Струнного квартета №2 беспощадного сумрачного гения Александра Хубеева.

  • Шестичасовой звуковой трип Мортона Фелдмана

    Коллекция новейшей мировой музыки, собранная фестивалем reMusik.org, сама по себе предлагает экстремальный слушательский опыт. В точку золотого сечения устроители поместили не новую, но самую экстремальную пьесу. Струнный квартет №2 американского классика Мортона Фелдмана длится почти шесть часов. Фелдман не работает с категорией экспрессии, весь квартет выдержан в нюансе piano — тихих звучностей, возникающих и застывающих в пустоте. Ближе к последнему часу у слушателей начинается трансформация сознания. Фантастический опыт, который нужно проделать хоть раз в жизни.

  • Три кита новой российской музыки

    Фестиваль reMusik.org всегда проводит важную мысль: современная музыка — горизонтальное искусство вне иерархий. Однако даже здесь иерархия выстроилась сама собой: на закрытии фест перемещается в белоколонный Большой зал филармонии, и самый статусный российский ансамбль новой музыки играет трех самых авторитетных отечественных авторов. Владимир Раннев, Дмитрий Курляндский и Сергей Невский не нуждаются в представлении. Будут исполнены новые версии их сочинений. На поклоны выйдет и устроитель этого прекрасного дела композитор Мехди Хоссейни — впервые прозвучит его пьеса «Sarukhani IV».

Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Помимо «Мира Дикого Запада»: семидесятническая фантастика и антиутопии, к которым еще не успели сделать ремейки
Расписные подводные лодки и перформансы в Атлантическом океане: 7 фактов о художнике Александре Пономареве
Расписные подводные лодки и перформансы в Атлантическом океане: 7 фактов о художнике Александре Пономареве
Расписные подводные лодки и перформансы в Атлантическом океане: 7 фактов о художнике Александре Пономареве
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
Вечеринки на выходные в Москве и Петербурге: день рождения «Мутабора» и две бочки в «Изиче»
10 лучших романтических аниме
10
лучших романтических аниме
10 лучших романтических аниме
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость