На виоле да гамба играли, зажав ее между ног или положив на бедро. Ее вытеснила виолончель; в XX веке гамбу реконструировали, и появились гамбисты-виртуозы, так что в определенном смысле нынешняя виола да гамба — современный инструмент, и естественно, что для нее пишут новые сочинения. Антон Изгагин — один из немногих в мире, кто владеет этим репертуаром. Вся музыка прозвучит в России впервые, а пьесы Рачьи Есаяна и Владимира Ладомирова написаны специально для концерта.
За неполных семь лет Kymatic превратился в солидный концерн новой музыки. Тому свидетельством пудовая петербургская программа, для которой в разные страны отправилось шесть заказов. Во многом это манифест нового поколения российских композиторов: новые пьесы представляют Кирилл Архипов, Дмитрий Мазуров, Олег Гудачев, Егор Савельянов. Сегодняшний день в концентрированном звуковом виде — музыка для того, чтобы чуть лучше понять, где мы находимся.
В путешествие без карты и навигатора отправляются виолончелистка Ульрике Бранд и Дмитрий Шубин — арт-директор Музея звука, собравший в Петербурге оркестр, хор и школу импровизации. Обычно Шубин отвечает за электронику и орудует в рояльном чреве. Рядом в полумраке матово светится корпус старой доброй виолончели, но внешность обманчива: слушателям достается психоделический нойз. Вдвойне интересно следить за коммуникацией исполнителей, возводящих общую конструкцию, но также и соревнующихся друг с другом в музыкальном остроумии.
Человек-оркестр, постоянно и успешно продвигающий современную музыку, на лучшем ее фестивале удостоен персонального концерта. Скрипка соло в течение часа не будет занудством — Артур Зобнин представляет ее как универсальный инструмент-театр. Программу он увенчал пьесами западных корифеев Жоржа Апергиса и Яниса Ксенакиса, пригласил со свежими пьесами своих ровесников Араша Азади и Габриеле Спампинато, почтил память петербургско го genius loci Сергея Слонимского — и только по скромности не включил собственную музыку.
Наш слух настроен на восприятие классико-романтической музыки, занимающей исторический отрезок в полтора века. Все, что лежит за этими границами, кажется одинаково диким и странным, поэтому старинная и современная музыка так легко сближаются. В Московской консерватории их изучают на общем факультете, откуда родом и Vacuum Quartet. Начав с музыки барокко, они переключились на ультрасовременный репертуар. Гвоздь нынешней программы, сплошь состоящей из российских и мировых премьер, — авторский ремейк Струнного квартета №2 беспощадного сумрачного гения Александра Хубеева.
Коллекция новейшей мировой музыки, собранная фестивалем reMusik.org, сама по себе предлагает экстремальный слушательский опыт. В точку золотого сечения устроители поместили не новую, но самую экстремальную пьесу. Струнный квартет №2 американского классика Мортона Фелдмана длится почти шесть часов. Фелдман не работает с категорией экспрессии, весь квартет выдержан в нюансе piano — тихих звучностей, возникающих и застывающих в пустоте. Ближе к последнему часу у слушателей начинается трансформация сознания. Фантастический опыт, который нужно проделать хоть раз в жизни.
Фестиваль reMusik.org всегда проводит важную мысль: современная музыка — горизонтальное искусство вне иерархий. Однако даже здесь иерархия выстроилась сама собой: на закрытии фест перемещается в белоколонный Большой зал филармонии, и самый статусный российский ансамбль новой музыки играет трех самых авторитетных отечественных авторов. Владимир Раннев, Дмитрий Курляндский и Сергей Невский не нуждаются в представлении. Будут исполнены новые версии их сочинений. На поклоны выйдет и устроитель этого прекрасного дела композитор Мехди Хоссейни — впервые прозвучит его пьеса «Sarukhani IV».