На открытии фестиваля его худрук и дирижер Владимир Юровский вместе со своим оркестром, ансамблем Questa Musica и камерным хором будут разбираться, что такое авангард и что с ним стало к началу XXI века. Московский композитор Виктор Екимовский по этому случаю написал «Эпитафию авангарду» в виде Девятой симфонии (такого рода сочинения имеют чуть ли не вековую традицию — интересно, с каким успехом авангардные поминки пройдут на этот раз), а у москвича Антона Сафронова на эту тему есть «Воображаемый монотеатр Владимира Маяковского» для голоса и оркестра. Еще одна важнейшая премьера — «Пропéвень о Прóросли Мирóвой» на тексты художника Павла Филонова; ее сочинил Борис Филановский, один из самых интересных российских композиторов постперестроечного периода.
Видеоопера «Три истории» позднего Стива Райха, которая рассказывает о технологических потрясениях ХХ века — крушение дирижабля «Гинденбург», испытание американской ядерной бомбы и клонирование овечки Долли, — вряд ли кого-то удивит темой, но остается удивительно актуальной с точки зрения характера высказывания. Певцы здесь перекрещиваются и сливаются с семплами из интервью с участниками событий, партии инструментов сталкиваются с электронными звуками, факт спорит с аффектом, а все это сопровождает хитро ритмизованное псевдодокументальное видео — вероятно, это почти идеальное изображение информационной ситуации, в которой находится современный человек.
Один из самых авторитетных ансамблей современной музыки Ensemble United Berlin был образован в Германии в 1989-м, в год падения Берлинской стены, и с тех пор пересекает эстетические и географические границы актуального музыкального искусства. Под управлением Юровского он исполнит композиторов-аутсайдеров: Георг Катцер был одним из пионеров академической электроники в ГДР, канадец Клод Вивье писал странную околодуховную музыку (когда его зверски убил 19-летний парень по вызову, на столе лежал черновик партитуры «Веришь ли ты в воскресение души?»), а выдающийся итальянский академист Фаусто Ромителли всю довольно короткую жизнь приспосабливал классических музыкантов к психоделии.
Нидерландский минималист Симеон тен Хольт сделал то, что пока что не получилось ни у одного композитора: соединил бескомпромиссный транс американского минимализма с постоянными структурными изменениями, которыми характеризуется европейская музыка. Российскую премьеру его по-хорошему сентиментальных, мерцающих «Заклинаний» дадут сразу четыре пианиста, среди них — один из главных знатоков тен Хольта и руководитель фонда его имени, нидерландец Йерун ван Вен и Алексей Любимов, один из самых эрудированных российских музыкантов современности.
Первое исполнение «Espaces Acoustiques» («Акустические пространства») Жерара Гризе в России обязательно войдет в историю. Вопрос тут не столько в том, что этот грандиозный цикл является одним из главных произведений музыки второй половины ХХ века; двухчасовые «Пространства» и в мире очень редко играют целиком — они требуют сумасшедшей подготовки и огромного инструментального состава (поэтому для их премьеры Юровский собрал музыкантов из Светлановского оркестра и еще трех московских ансамблей). Гризе считают одним из основоположников так называемой спектральной школы, композиторы которой занимаются математическим анализом звуков, однако и сложнейшие акустические изыскания в «Пространствах» в конечном итоге не важны сами по себе. Главное — они до сих пор звучат так сильно и современно, будто бы до Гризе никто никогда толком и не думал, что оркестр может быть мощнейшей звуковой машиной.