Все развлечения Москвы
Москва

Путеводитель по фестивалю «Другое пространство»: 5 главных концертов

Фестиваль новой музыки «Другое пространство» — одно из самых важных культурных событий года, на котором дают кратчайший пересказ всего самого важного из композиторской музыки XX–XXI веков, которая почти или полностью прошла мимо России. За пять дней лучшие музыканты сыграют здесь дюжину концертов с каким-то фантастическим по нашим меркам количеством мировых и российских премьер — от главных партитур американского и европейского минимализма до написанных специально для фестиваля сочинений от российских композиторов. «Другое пространство» нужно использовать как экспресс-путеводитель по впечатляющим возможностям музыкального искусства; по-хорошему, здесь нужно побывать каждому, кого хоть раз тронула хоть какая-то музыка.
11 октября 2018, Александр Малаховский

«Эпитафия авангарду» против мировой премьеры музыки на тексты Филонова

На открытии фестиваля его худрук и дирижер Владимир Юровский вместе со своим оркестром, ансамблем Questa Musica и камерным хором будут разбираться, что такое авангард и что с ним стало к началу XXI века. Московский композитор Виктор Екимовский по этому случаю написал «Эпитафию авангарду» в виде Девятой симфонии (такого рода сочинения имеют чуть ли не вековую традицию — интересно, с каким успехом авангардные поминки пройдут на этот раз), а у экс-москвича Антона Сафронова на эту тему есть «Воображаемый монотеатр Владимира Маяковского» для голоса и оркестра. Еще одна важнейшая премьера — «Пропéвень о Прóросли Мирóвой» на тексты художника Павла Филонова; ее сочинил Борис Филановский, один из самых интересных российских композиторов постперестроечного периода.

Поздний Райх с псевдодокументалкой про технологические потрясения ХХ века

Видеоопера «Три истории» позднего Стива Райха, которая рассказывает о технологических потрясениях ХХ века — крушение дирижабля «Гинденбург», испытание американской ядерной бомбы и клонирование овечки Долли, — вряд ли кого-то удивит темой, но остается удивительно актуальной с точки зрения характера высказывания. Певцы здесь перекрещиваются и сливаются с семплами из интервью с участниками событий, партии инструментов сталкиваются с электронными звуками, факт спорит с аффектом, а все это сопровождает хитро ритмизованное псевдодокументальное видео — вероятно, это почти идеальное изображение информационной ситуации, в которой находится современный человек.

Ансамбль имени объединения Берлина с композиторами-аутсайдерами

Один из самых авторитетных ансамблей современной музыки Ensemble United Berlin был образован в Германии в 1989-м, в год падения Берлинской стены, и с тех пор пересекает эстетические и географические границы актуального музыкального искусства. Под управлением Юровского он исполнит композиторов-аутсайдеров: Георг Катцер был одним из пионеров академической электроники в ГДР, канадец Клод Вивье писал странную околодуховную музыку (когда его зверски убил 19-летний парень по вызову, на столе лежал черновик партитуры «Веришь ли ты в воскресение души?»), а выдающийся итальянский академист Фаусто Ромителли всю довольно короткую жизнь приспосабливал классических музыкантов к психоделии.

«Заклинания» самого необычного европейского минималиста

Нидерландский минималист Симеон тен Хольт сделал то, что пока что не получилось ни у одного композитора: соединил бескомпромиссный транс американского минимализма с постоянными структурными изменениями, которыми характеризуется европейская музыка. Российскую премьеру его по-хорошему сентиментальных, мерцающих «Заклинаний» дадут сразу четыре пианиста, среди них — один из главных знатоков тен Хольта и руководитель фонда его имени, нидерландец Йерун ван Вен и Алексей Любимов, один из самых эрудированных российских музыкантов современности.

Премьера «Акустических пространств», которые изменили звучание оркестра

Первое исполнение «Espaces Acoustiques» («Акустические пространства») Жерара Гризе в России обязательно войдет в историю. Вопрос тут не столько в том, что этот грандиозный цикл является одним из главных произведений музыки второй половины ХХ века; двухчасовые «Пространства» и в мире очень редко играют целиком — они требуют сумасшедшей подготовки и огромного инструментального состава (поэтому для их премьеры Юровский собрал музыкантов из Светлановского оркестра и еще трех московских ансамблей). Гризе считают одним из основоположников так называемой спектральной школы, композиторы которой занимаются математическим анализом звуков, однако и сложнейшие акустические изыскания в «Пространствах» в конечном итоге не важны сами по себе. Главное — они до сих пор звучат так сильно и современно, будто бы до Гризе никто никогда толком и не думал, что оркестр может быть мощнейшей звуковой машиной.