Почему спортивная драма «Чемпион мира» заслуживает не «Золотого орла», а «Золотую малину»?

30 января 2023
Евгений Ткачёв
30 января 2023
На прошлой неделе состоялось вручение национальной кинопремии «Золотой орел». Приз за «Лучший фильм» достался спортивной драме «Чемпион мира» Алексея Сидорова про шахматный поединок между Анатолием Карповым и Виктором Корчным на Филиппинах в 1978 году. Рассказываем, почему это кино заслуживает совершенно другой награды.
  • Ход шахматных королей от режиссера «Т-34»

    На прошлой неделе объявили номинантов на «Оскар» и «Золотую малину», а еще состоялось вручение национальной кинопремии «Золотой орел», которая как бы наш «Оскар», но на самом деле «Золотая малина». Ведь, как и «Малина», «Орел» вручается, как бы сказать помягче, за «самые сомнительные достижения в области кинематографа». В этом году за статуэтку символично соревновались боевое фэнтези «Сердце пармы» Антона Мегердичева и спортивная драма «Чемпион мира» Алексея Сидорова. Символично — потому что оба режиссера снимают крутое жанровое кино (один выстрелил с криминальной сагой «Бригада», которая недавно отметила 20-летие, другой — с фильмом-катастрофой «Метро»), а Сидоров продюсировал первые работы Мегердичева. Собственно, Мегердичев дебютировал сиквелом сидоровского «Боя с тенью». Но на этом сходство между ними заканчивается. Если Сидоров в своих последних картинах прямолинеен, как палка, то с Мегердичевым все не так очевидно.

    Для этого достаточно сравнить сидоровские «Т-34» и «Чемпиона мира» и мегердичевские «Сердце пармы» и «Движение вверх». В «Т-34» сразу понятно, кто хорошие (танкисты-гладиаторы) и кто плохие (патриции-нацисты). С «Сердцем пармы» все обстоит несколько сложнее. Правда за противостоящим Москве князем-сепаратистом Миханом (Александр Кузнецов) или протоцарем Иваном III (Федор Бондарчук), проливающим литры крови ради построения империи? Мегердичев оставляет пространство для интерпретации, чтобы не только на экране, но и вокруг фильма было сломано немало копий. То же самое можно сказать и про его «Движение вверх». Опрометчиво считать, что конфликт в этой баскетбольной драме пролегает между сборными США и СССР. Это кино про противостояние советской сборной и советской власти, которая сделала даже больше, чем американская команда, чтобы наши баскетболисты не победили. Но этот конфликт сделан так тонко, на нюансах, что если смотреть картину невнимательно, то его можно и не заметить.

    Нюансы — это то, чего страшно не хватает и «Чемпиону миру» — запоздалому ответу нетфликсовскому «Ходу королевы». Это талантливо поставленное (Сидоров — хороший режиссер, в его профессиональной компетенции сомневаться не приходится), но до одури одномерное кино. Два с половиной часа пролетают незаметно — настолько быстро, что только в финале понимаешь, что главные герои — шахматисты Карпов (Иван Янковский) и Корчной (Константин Хабенский) — написаны одной краской. Один золотой мальчик, юный гений, который так сильно переживает за смертельно больного отца (Виктор Добронравов), что игра не идет. Другой — откровенная мразь, франт в солнцезащитных очках, который психологически давит на соперников и выпендривается на турнире. Хабенский играет не человека, а карикатуру, поэтому играет невыносимо кринжово. Возможно, это одна из самых стыдных ролей в его фильмографии.

    Карпов и Корчной в фильме не люди, а пешки в консервативной партии Сидорова. Если в «Ходе королевы» солировала гениальная шахматистка, то в «Чемпионе мира» у женщин откровенно обслуживающая роль. Есть женщина-мать (мама Карпова) — это, понятно, святое. И есть девушка главного героя, которая, разумеется, оказывается предательницей, но потом она искупает свой грех, вовремя оказавшись под рукой. Неприкрытый сексизм Сидорова был невооруженным глазом виден еще в «Бригаде», но в «Т-34» и «Чемпионе мира» достиг своего апогея. Для него женщины лишь реквизит — обратите, кстати, внимание на то, как по-разному снимают артистку Елену Панову в «Боях с тенью» Сидоров и Мегердичев.  

    Но больше всего Сидоров отыгрался на образе Корчного. Интересно, что антагонистом (а то и главным злодеем!) в «Чемпионе мира» выступает не американец Бобби Фишер (Пекка Странг), а русский перебежчик, который (какой негодник!) польстился на блага и преимущества свободного мира и бежал из тоталитарного государства (знакомая коллизия, не правда ли?). При этом мотивация Корчного сведена сугубо в финансовую (зарплату урезали с 300 до 200 рублей) и амбициозную плоскость (согласно его представлениям о должностной иерархии, он должен был стать чемпионом мира раньше «выскочки Карпова»). Сидорову этот «завистливый релокант» настолько неприятен, что он не скрывает своего презрения к нему. Но стоило ли ожидать иного от человека, который на манер шахматной доски делит мир исключительно на черное и белое — и которому, кажется, нет дела до людей (получая «Золотого орла» за лучшую режиссуру в «Т-34» Сидоров со сцены поблагодарил не людей, а русское оружие. Русское оружие, Карл!).

    В плане проработки персонажей «Чемпион мира» — абсолютно смехотворное кино уровня «Золотой малины». Но в текущей политической ситуации понятно, почему оно, а не «Сердце пармы», получило «Золотого орла». В отличие от дискуссионного, спорного фильма Мегердичева, «Чемпион» сделан на чистом ура-патриотическом угаре. Поэтому от его торжественного пафоса так невероятно воротит.

Кинопремьеры на длинные выходные: «Чемпион мира», «Три богатыря и Конь на троне» и «Самый лучший босс»
Кинопремьеры на длинные выходные: «Чемпион мира», «Три богатыря и Конь на троне» и «Самый лучший босс»
Кинопремьеры на длинные выходные: «Чемпион мира», «Три богатыря и Конь на троне» и «Самый лучший босс»
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Москве
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Москве
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Москве
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Питере
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Питере
«День театра» на «Афише»: концерты со скидками в Питере
11 событий на Неделе детской книги в Москве
11
событий на Неделе детской книги в Москве
11 событий на Неделе детской книги в Москве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость