В день рождения великого экспериментатора постсоветской «шизореволюции» Сергея Курехина центр его имени готовит суточный стрим с амбициозной программой. В ходе разведенной по трем каналам трансляции будут показывать архивные записи, материалы экспозиции це нтра, беседы и выступления. О Курехине расскажут музыкант Сергей Летов, режиссер Владимир Непевный, писатель Александр Кан и другие. Музыка композитора прозвучит в сетах диджеев, среди которых GhostNoir, Achterstag, Иван Смекалин, Golkaksokol. Фейковые теленовости об искусстве и пандемии представит шоу «Душнилла». Точное расписание уточняйте на сайте центра.
Looney Boppers хотят вернуть дух раннего рок-н-ролла, когда он еще считался маргинальным, дерзким и провокационным мероприятием (условно говоря, до того как пришли The Beatles и все испортили). Несмотря на использование контрабаса, формация скорее апеллирует именно к року — энергичным мелодиям и танцам, влиянию черной музыки, суггестивным прогрессиям, которые сейчас бы назвали психоделическими. В сюжетах песен упоминаются подпольные бары, мотоциклы, дискотеки и страшилки из фильмов категории B.
Впервые тонкую девочку-подростка Еву Краузе заметили в составе дуэта «Мы» — благодаря нежной и мерцающей магии от взаимодействия с артистом Даниэлем Шейком формацию приняли за одну из наиболее чувственных и нежных инди-поп-групп конца десятых. После роспуска про екта в 2018 году певица начала сольную карьеру под именем Mirèle и, кажется, только на втором альбоме «Кокон» нащупала формулу своего звучания: у Краузе получаются синти-поп-зарисовки в антураже из эфемерных грез, неспешных танцев и трепетных неясных чувств.
Муся Тотибадзе — молодая девушка из Москвы, степенно и методично завоевывающая место под солнцем на отечественной инди-сцене и отметившаяся в прошлом году дебютной пластинкой «Мальчик». Она исполняет легкий и воздушный электропоп с гитарами и незамысловатыми текстами о любви и юности. В ее творчестве озорство соседствует с точностью — кажется, что Муся будто играючи и не всерьез создает нюансную музыку, к которой трудно придраться. Упрекнуть ее в перегибах тоже непросто: здесь есть синтезаторы, но нет избитой ретроатмосферы; есть актуал ьные и броские тексты, но нет ничего вызывающего и провокационного.
Михаил Каталиков в гордом одиночестве на замечательном органе Собора святых Петра и Павла исполнит неизвестные у нас шедевры французского романтизма. Тут и трепещущая готика Видора, и подчеркнутая строгость Вьерна, и мелодическое изящество Франка — на рядовых классических концертах более-менее регулярно исполняют разве что последнего. Вдобавок к эстетсткой программе покажут проекцию с известными соборами Франции; в церкви показывают проекции церквей — метамодернизм торжествует.
Дмитрий Шубин — известный петербургский экспериментальный композитор и бессменный куратор «Музея звука». Среди его интересов — свободная импровизация и алеаторика, размытие границы между аналоговым и электронным звучанием, переход от мелодии к сериям аффектов и происшествий, альтернативные формы нотной записи. В своих работах Шубин использует специально подготовленные инструменты и электронику. На этот раз главным героем его сета станет игрушечный рояль с металлическими палочками вместо струн.
Молодая американская инди-рок-певица Люси Дакус сочиняет тактичную, мечтательную и конформно-грустную музыку, которая одновременно и слегка консервативна, и вполне изобретательна, — таких исполнителей очень любит сиэтлская радиостанция KEXP. Кажется, в спальне треки Дакус должны звучать даже очаровательней, чем в клубе, и на ближайшем стриме это как раз можно будет проверить. Подробнее о трансляции здесь.
Турецкая группа She Past Away делает магнетический и цепляющий дарквейв — музыкальных хуков, лаконичных синтезаторных переливов и стильных, отдающих готическим холодом мелодий в их треках предостаточно. Песни коллектив исполняет на родном языке — турецкие фразы зву чат здесь как обрывистые и таинственные заклинания. Ближайший концерт команды будет организован промо-группой Grains of Sand и состоится онлайн.
Молодая исполнительница Фиби Бриджерс исполняет пронзительные фолк-рок-истории, о которых всегда хочется узнать больше, чем рассказывает сама артистка. Бриджерс делится романтическими сюжетами, воспоминаниями и размышлениями о собственной жизни, все в мягкой гитарной тональности — с яркими всплесками духовых, электричества или бесхитростных спецэффектов. К большему сопереживанию располагает одновременно сдержанный и открытый мощным искренним эмоциям вокал девушки. Среди прочих формальных достижений Бриджерс — высоко оцененный альбом 2017 года «Stranger in the Alps», совместный лонгплей с инди-иконой из Bright Eyes Конором Оберстом и хитовое попадание в саундтрек сериала «13 причин почему». На подходе — новый альбом «Punisher». Онлайн-концерт будет транслироваться сиэтлской радиостанцией KEXP.
Пианист, композитор и мистик широкого спектра Антон Батагов именно на Дягилевском фестивале в 2009 году впервые за долгие годы выступил в России. С тех пор он стал более-менее частым гостем на российских сценах, но связь с фестивалем Курентзиса не ослабла: в 2017-м он дал в Перми мировую премьеру цикла «Где нас нет». Фортепианная музыка минималистичного толка здесь перемежается с чтением писем игуменьи Серафимы, которой пришлось после Второй мировой уехать в США и оказаться в разлуке с родным сыном, — получился любопытный микс из документальной трагедии и звуковой меланхолии.
Петербургский клуб «Космонавт» запускает серию онлайн-концертов. Ее первые участники — долгоиграющий романтик-рок коллектив «Торба-на-круче». В дискографии группы — исполненные со страдальческой мечтательной интонацией сюжеты о любви, которая чаще всего находит свое выражение в популярных климатических метафорах: в песнях то и дело встречаются дождь, снег, ураган, чистый воздух, ну или хотя бы указание на сезонность. Также на вооружении у музыкантов — жанровые приемы из традиции сентиментализма и объемное, отвечающее современным стандартам рок-продюсирование.
В обыденном классическом репертуаре немецкая барочная музыка редуцировалась до Баха. На прошлогоднем Дягилевском фестивале ансамбль La Tempête доказал, что это досадное упущение: французы виртуозно исполнили духовные сочинения Иоганна Шайна и Генриха Шютца, в которых скорее угадывается подвижная итальянская опера, чем небесная баховская гармония. К тому же и сами La Tempête пока не прописались в пантеоне крупнейших мировых барочников — есть вероятность, что мы наблюдаем становление новых звезд early music.
Velial Squad — это два человека в горнолыжных масках, тяготеющие к депрессивному вязкому флоу и мрачным, кровавым историям. В этом смысле показателен их последний клип — черная меланхолия смешивается здесь с бессонницей, комиксами про зомби, длящимися отходняками и вытлевающими эмоциями. «Звук сирен под окном, тьма укроет под крылом» — не сомневайтесь, все так и будет.
Группа Para Bellvm числится среди пионеров отечественного готик-рока: в нулевые разогревать Lake of Tears и The 69 Eyes звали именно их. Однако пока остальные любители мрака двигались куда-то вперед, Para Bellvm все сильнее погружались в многословную и вычурную поэзию — тяжелое наследие российской рок-сцены. Получается, что сегодня лучше всего звучат их наиболее энергичные треки, а остальное тонет в сонном монохромном киселе.
Родившемуся в Одессе дирижеру Семену Бычкову прочили место легендарного Евгения Мравинского во главе первого оркестра Петербургской филармонии, однако по политическим соображениям он сбежал из СССР. Так весь мир получил одного из лучших дирижеров современности, которого тем не менее знают как исключительного знатока русской классики. С главным оркестром Нидерландов, Концертгебау, он исполнит выдающуюся Пятую симфонию Чайковского — черного трагизма Шестой там еще нет, но прекрасной меланхолии, собранной в стройную форму, хоть отбавляй.
Британский дуэт Sleaford Mods перекодирует формулы панка в злой социальный речитатив с минималистичным аккомпанементом — щелчками драм-машинок, гудением баса, простыми гитарными мелодиями, дронами и нехитрыми спецэффектами. В качестве лирики — отчеты изнутри безнадеги рабочего класса и мира отчуждения. В целом эта формация похожа на американских рэп-радикалов из Dälek — оба проекта работают на поляне депрессивного экспериментального звучания, служащего саундтреком повторяющейся как дурной сон повседневности, из которой нет особо выхода и где уже не до баррикад со взрывами. Однако не стоит забывать, что осознание собственного диагноза — первый шаг к выздоровлению. Подробности концерта можно найти на сайте группы.
C 2014 года Теодор Курентзис открывал или закрывал Дягилевский фестиваль симфонией последнего романтика Густава Малера. В 2018-м он пересек экватор титанического цикла — в Перми отгремела Четвертая, самая кафкианская и причудливая из малеровских симфоний. Когда-нибудь ее издаст Sony (записи Курентзиса выходят там), но пока что это заветный концертный эксклюзив — даже пиратская запись первых минут исполнения Четвертой симфонии в Московской консерватории набрала пять тысяч просмотров. Словом, такой рестрим лучше не пропускать.
Krec — долгожитель русского рэпа, в нулевые выступавший с эзотеричным артистом Ассаи и битмейкером Маратом Сергеевым. В рамках сольной карьеры музыкант исполняет олдскульный хип-хоп, охваченный меланхолией и ностальгией по уютному прошлому и ушедшей любви. В качестве музыкального сопровождения — неторопливые ламповые биты с грустными джаз-сэмплами, иногда — душевная акустическая гитара. Понятно, что ностальгирующий артист несколько выпал из современности, но именно за эту пасмурную мелодраматичность его и любят. Концерт, организованный концертным агентством United Concerts совместно с платформой Stay, пройдет в петербургском автокинотеатре «Кинопаркинг», а также будет доступен онлайн. Трансляцию смотрите прямо на «Афише».