Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
28 сентября 2020

Очень таинственные дела: звезды «Stranger Things» и нового «Оно» в роли Энолы Холмс и Нэнси Дрю

Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
На «Нетфликсе» вышла «Энола Холмс» со звездой «Очень странных дел» Милли Бобби Браун в роли юной детективки. А до этого состоялась премьера сериала «Нэнси Дрю» и фильма «Нэнси Дрю и потайная лестница», в котором сыщицу сыграла актриса из новой экранизации «Оно» София Лиллис. На волне очередного витка интереса к жанру young adult рассказываем, какими получились эти фем-детективы.

В прошлом году состоялся камбэк легендарной сыщицы Нэнси Дрю, которая появилась на свет еще в 30-е годы XX века из-под пера Кэролайн Кин (коллективный псевдоним, под которым скрывались придумавший героиню издатель Эдвард Стратемейер и главным образом писательница, журналистка, путешественница и археолог Милдред Бенсон, которая написала большинство романов классической серии). Сначала в кино вышел фильм «Нэнси Дрю и потайная лестница» Кэтт Ши («Ядовитый плющ», «Ярость: Кэрри-2»), затем на телеканале The CW — сериал «Нэнси Дрю». В полнометражной картине девчонку-сорванца, которая вечно впутывается во всякие таинственные дела, сыграла рыжая София Лиллис из «Острых предметов» и новой экранизации «Оно».

По сюжету после смерти матери она вместе с отцом, адвокатом Карсоном Дрю (Сэм Трэммел), перебирается из Чикаго в глухой сельский городок Ривер-Хайтс, где катается на скейте, ходит в школу и тусит с подружками: боевой Джордж (Зои Рене) и зацикленной на своем весе Бесс (Макензи Грэм). (В соответствии с духом времени Джордж превратили в афроамериканку — впрочем, в сериале ее вовсе играет китаянка Леа Льюис, в то время как роль Бесс досталась Мэддисон Джайзани — актрисе иранского происхождения.) Итак, когда Бесс начинает высмеивать главный школьный красавчик и привилегированный хулиган Дерек (Эван Кастелло), девушки решают жестоко отомстить парню. Однако их шалость не остается без внимания, и Нэнси получает за нее наказание в виде общественных работ. Во время уличной уборки она знакомится с девушкой Дерека, блондинкой Хелен (Лора Уиггинс) и ее бабушкой Флорой (Линда Лавин), в доме которой дебоширят призраки. Недолго думая, Нэнси вызывается помочь престарелой леди, еще не догадываясь, куда заведет ее это расследование.

Очень компактная, идущая всего полтора часа «Потайная лестница» обходится практически без мужчин, а те, что есть в фильме, не все плохие: так, например, помимо Карсона Дрю, есть сердобольный помощник шерифа Патрик (Эндрю Мэттью Уэлч), который испытывает явный интерес к Нэнси. Поскольку количество действующих лиц (а следовательно, и круг подозреваемых) в картине ограничен, догадаться, кто злодей, не составит особого труда. Но это не то чтобы портит фильм, ведь он в последнюю очередь детектив, а в первую — веселое подростковое приключенческое кино с мистической подоплекой и высоким духом сестринства. Сплотившиеся девчонки противостоят не только системе (неприятному шерифу Марчбэнксу) и патриархату, но и грязным капиталистам, которые неслучайно выдают себя за привидений, ведь они олицетворяют собой призраков прошлого, с которым необходимо разобраться.

В целом все это выглядит неизменно прогрессивно и по-своему очень даже мило, хотя, скажем прямо, не то чтобы революционно. Пройти мимо этого фильма ничего не стоит. Однако это хоть и необязательное, но все же располагающее к себе развлечение, которое не мучает зрителей декларативным феминизмом, а предлагает с ностальгией вспомнить отечественную книжную детективную серию «Черный котенок», в которой тоже хватало фем-историй и которую с «Потайной лестницей» роднит то, что и там и там главные героини — такие котики.

Энола Холмс
2020, Детектив

XX век наступает, а вместе с ним набирает обороты первая волна феминизма. В связи с этим прогрессивная Эвдория Холмс (Хелена Бонэм-Картер), мать Шерлока (Генри Кэвилл) и Майкрофта (Сэм Клафлин), растит из своей дочери Энолы (Милли Бобби Браун) самостоятельную, способную постоять за себя особу («enola» — это «alone», «одиночка» наоборот). Также Эвдория вместе со своими товарками, кажется, собирается устроить революцию. Поэтому стоит матери внезапно исчезнуть, как подозревающая неладное Энола начнет бить тревогу. Однако, поскольку от братьев помощи не дождешься (Шерлок еще ничего, но Майкрофт окажется токсичным патриархальным функционером, который намерен сдать девочку в пансион благородных девиц), она сама отправится на поиски родительницы. Эти поиски сначала сведут ее с юным, тоже находящимся в бегах виконтом Тьюксбери (Луис Партридж), а затем приведут к заговору в британском высшем свете (но оно и понятно: Англию отчаянно лихорадит на пороге нового века и перемен).

Точно так же лихорадит и современный мир, поэтому авторы — неровный драматург Джек Торн (это уже его третий после «Таинственного сада» и «Бара «Эдди» проект в этом году, до этого были «Темные начала» тоже про девочку) и неприметный режиссер Гарри Брэдбир — выстраивают нехитрую рифму между прошлым и настоящим. Однако, несмотря на плакатный феминизм (родом, впрочем, из прошлого века) и некоторую навязчивую декларативность, это крайне обаятельное приключенческое кино с живой и непосредственной звездой «Очень странных дел». В фильме есть захватывающая дух погоня на поезде, смешная маскировка в аристократической усадьбе, немного кунг-фу в подворотне и достаточно много сардонических острот: как и Фиби Уоллер-Бридж из «Дряни» (режиссером которой тоже, разумеется, был Брэдбир), Энола постоянно ломает четвертую стену, превращая нас в соучастников ее грандиозного приключения. Вообще, Милли Бобби Браун так часто перетягивает внимание на себя, что фильм вполне мог бы быть моноспектаклем: легко поверить в то, что актриса вырастет в большую звезду (и трудно в то, что она верит в теорию плоской Земли; ладно, советский Холмс тоже не знал, что Земля вращается вокруг Солнца).

В остальном это — явно заявка на франшизу, благо у придумавшей героиню писательницы Нэнси Спрингер в закромах есть еще пять книжек про Энолу (правда, наследники Артура Конана Дойля сейчас судятся с авторкой и создателями фильма из-за того, что в картине используются произведения, которые еще не перешли в общественное достояние). Как бы то ни было, посмотрим, что из всего этого выйдет, задел неплохой. Единственное, что режет глаза, так это очевидный мискаст: все-таки Кэвилл не Холмс, а Супермен. В нем море обаяния, но слишком мало социопатии. Поверить в такого Шерлока еще сложнее, чем в отчитывающую его афробританку, которая в XIX веке преподает джиу-джитсу в каком-то подпольном додзе.    

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все