Повзрослевший Кристофер Робин (Николай Леон) везет в Стоакровый лес невесту, чтобы познакомить ее с друзьями своего детства — милыми зверюшками из сказки Алана Александра Милна. Лес за время его отсутствия существенно одичал, а вместе с ним и его обитатели. Брошенные Кристофером Винни Пух и Пятачок сначала с голодухи съели Иа, а потом окончательно озверели, вернулись к своим корням и поклялись никогда не разговаривать. Теперь они мстят всему человечеству. Об этом на своей шкуре узнает Кристофер, когда его будут жестоко пытать в домике на дереве, в котором живет Винни. Еще сильнее достанется девушке по имения Мария (Мария Тейлор), которая приедет на выходные в лесной коттедж, захватив нескольких подруг, чтобы свинье и медведю было кого убивать.
Закончился срок действия авторских прав на персонажей Милна, и теперь, так сказать, гуляй, малина. Первыми гуманизированные животные попали в руки хоррормейкеров. И если идея у фильма оригинальная (ваши детские любимцы превратились в кровожадных психопатов), то все остальное могло быть и лучше. Фильм отлично знает себе цену: это нарочито тупой слешер родом из восьмидесятых, в котором сексуально объективируют женщин, развешивают по стенам мясницкие крюки и заливают все кровью. Но анимационное вступление с историей зверушек, в котором смертельно серьезный закадровый голос произносит мемную фразу «Перст судьбы коснулся Иа», настраивает на нечто более остроумное. Британский режиссер Рис Фрейк-Уотерфилд честно собрал и обыграл все клише слешеров от маньяка в маске до группы идиотов в загородном доме, проделав работу по высмеиванию жанровых стереотипов не хуже авторов «Хижины в лесу». Но просто показать то, над чем мы сами давно смеемся, недостаточно.
Как многие создатели фанфиков, режиссер оказался заложником канона. Фактически это все равно «Винни-Пух и все-все-все», только с кувалдой и голыми девушками. Детство, каким бы удивительным оно ни было, заканчивается, мы забываем тех, кого считали своими лучшими друзьями, и это грустно. Возможно, по этому поводу стоит пролить даже больше крови с медом, но картину нужно было сделать либо печальной и мрачной, заигрывая с нашей ностальгией, либо еще более нелепой. Винни Пух с топором — хороший главный герой в театре абсурда, но бегает он по лесу в довольно заурядном слешере, которому, вероятно, все равно обеспечен культовый статус. Винни Пух и Пятачок в крови! Раньше в таком духе был только анекдот о Красной Шапочке, которая носила шапочку мясом наружу. А теперь целое кино.
Е.К.
Начнем с того, что фильм основан на реальных событиях, произошедших в Амурской области в 2019 году. Тогда эпидемия бешенства охватила диких животных, в результате чего те начали кидаться на жителей местных сел. Действие картины разворачивается в то же время. По сюжету суровый русский мужик Игорь (Алексей Серебряков) привозит наркозависимого сына Вовку (Всеволод Володин) в тайгу на принудительный детокс. Когда на деревню нападают осатанелые волки, герои перебираются в уединенный охотничий домик. В итоге они оказываются в западне и вынуждены объединить усилия, чтобы выжить в смертельной ловушке.
Режиссер Дмитрий Дьяченко никогда не снимал фильмов в подобном жанре, но заинтересовался проектом на уровне идеи. После комедийной серии «О чем говорят мужчины» и экшн-франшизы «Последний богатырь» брутальный снежный триллер «Бешенство» стал для кинематографиста настоящим вызовом. История с кассовым успехом «Чебурашки» случилась позже (съемки «Бешенства» начались на Алтае в декабре 2020 года), поэтому говорить о добром семейном кино об ушастом в рамках конкретной работы режиссера было бы не совсем корректно. Тем не менее оба фильма вышли в прокат с разницей всего в пару месяцев. В этом контексте можно пофантазировать на тему предстоящих сборов новинки. Уже сейчас очевидно, что приблизиться к кассовому фурору доброго «Чебурашки» мрачное «Бешенство» не сможет. Как минимум потому, что триллер — жанр не универсальный и в кино на него пойдут разве что истинные ценители.
Сюда же можно отнести рейтинг 18+, который отсеивает семейную аудиторию вроде той, что сделала из «Чебурашки» кинопрокатный хит. Натурные съемки фильма проходили на Алтае и Камчатке. Дрессированных «голливудских» волков из Венгрии снимали вживую, а компьютерную графику использовали для демонстрации бешенства. Однако, несмотря на старания съемочной группы, линия с хищниками кажется самым слабым звеном в сюжете и вызывает сомнения в качестве движущей силы истории.
Центральной темой «Бешенства» становится извечная проблема взаимопонимания между детьми и родителями. Отчаявшийся отец не пытается понять чувства сына и разобраться в причинах его зависимости. Вместо этого он силой тащит парнишу в тайгу, чтобы выбить из него всю дурь. Ситуация с бешеными волками заботит мужчину в меньшей степени. Пугают его не звери, а люди — такая вот философия уровня пацанских пабликов во «ВКонтакте». В итоге на фоне эпидемии волчьего бешенства разворачивается самая настоящая семейная драма. Создатели картины не скрывают, что «Бешенство» — история про сложные отношения отца и сына. Фильм служит напоминанием о том, как важно уделять больше внимания и заботы своим детям, — мысль вроде простая и очевидная, но все еще недоступная многим родителям. Тема семейных отношений раскрывается здесь через переживания героев, так что отчасти это кино можно классифицировать в том числе как психологическую драму.
Среди прочего в рамках сурвайвал-триллера авторы проекта решили дополнительно осветить одну из наиболее острых социальных проблем — наркозависимость. Подобный опыт создатели ленты переняли у западных коллег, которые в последние годы за фасадом развлекательной мясорубки все чаще предпочитают вести разговоры на серьезные темы. О вреде наркотиков в «Бешенстве» рассказывают просто и честно. Сценарист Алексей Казаков (он также работал над двумя частями «Горько!») хотел выйти за рамки жанровых стереотипов и создать глубокий фильм, который вызовет у зрителя сильный эмоциональный отклик. Заявленная тема определенно делает это кино глубже и драматичнее. Однако в трансляции сразу нескольких важных мыслей у обычного зрителя могут возникнуть сложности с расстановкой приоритетов, из-за чего главный посыл истории в итоге может легко затеряться. При всей серьезности есть в фильме парочка забавных моментов.
Авторы намеренно не хотели снимать кино на серьезных щах, поэтому незадолго до съемок сидели и «расшучивали» сценарий, чтобы разбавить тяжесть истории. В итоге за юмор здесь отвечают герои Евгения Ткачука и Георгия Дронова. Первый играет жадного мента из глубинки, который на все пойдет ради денег. Второй — простого деревенского мужичка, который из-за своей наивности заставляет собственного сына проломить топором любимую игровую приставку, чтобы неповадно было.
В кастинге на главную роль участвовали многие известные актеры (от Константина Хабенского до Владимира Машкова), но решение в пользу Алексея Серебрякова оправдало себя на все сто процентов. Независимо от происходящего на экране, его игра всегда эмоциональна и органична, будь то сцена печального опрокидывания рюмашки или эпизод схватки с «главным боссом» — героиновым медведем (вы еще долго не забудете эту схватку!). Сложная задача в изображении сына-наркоши легла на плечи восходящей звезды российского кино Всеволода Володина. Хотя с точки зрения маркетинга на эту роль выгоднее было взять более медийное лицо, с выбором исполнителя продюсеры не прогадали. Перед камерой молодой актер не побоялся выглядеть неопрятным и даже мерзким — образ зависимого от наркотиков человека получился у него весьма убедительно.
«Бешенство» создает напряженную атмосферу, умело сочетая элементы сурвайвал-хоррора и человеческой драмы. На жанровую конструкцию триллера создатели фильма наложили несколько сильных высказываний. В результате получилось вполне себе неплохое кино, которое знатно пощекочет нервишки, но вряд ли вызовет желание когда-либо повторить опыт просмотра.
Ю.С.
При покупки от двух билетов на «Афише» действует скидка: -150 руб. Промокод LES. Акция действует до 20 апреля. Правила